«Америка» 1965 г. июнь (?), №116, с.6-8


Живое прошлое Америки
(отрывок про Смитсоновский музей)


Музей по праву гордится своими экспонатами по истории авиации и завоевания космоса. На фото слева: воздухоплавательный аппарат братьев Райт, на котором они в 1903 году совершили первый полет.

К концу XIX века в США, наряду с увлечением искусством, пробудился интерес и к другому — казавшемуся в те времена столь же непрактичным — занятию: попыткам летать. Смитсоновские коллекции, посвященные воздухоплаванию и космическим полетам, наглядно показывают, как легкомысленная затея превратилась в серьезнейшее дело. Здесь выставлены, например, «аэродромы» Самуэла Пирпонта Лангли. Журналисты прозвали один из его хрупких и на вид неуклюжих аэропланов ястребом, хотя в сущности он больше похож на стрекозу. Своими опытами с летательными аппаратами тяжелее воздуха Лангли, третий секретарь Смитсоновского института, по праву завоевал себе место среди великих пионеров авиации. Стремясь доказать, что «наклонная плоскость» может поднять самолет с земли, Лангли построил несколько моделей — и работы его увенчались успехом. В 1896 году его друг Александр Грэам Белл сфотографировал момент взлета и полет на протяжении более 800 метров его первой беспилотной модели.

Теодор Рузвельт очень интересовался опытами Лангли и уговаривал его испытать «аэродром», способный поднять человека. Затравленный печатью после двух неудачных попыток в 1903 году (Амброз Бирс писал, например, что для полета «требуется атмосфера, более плотная, чем мозг одного ученого, однако менее плотная, чем два таких мозга»), Лангли прекратил свои опыты.

В 1899 году Смитсоновский институт получил письмо (которое и сейчас выставлено в Музее авиации и космических полетов) от некоего Уилбура Райта. Молодой человек писал, что вместе со своим братом Орвиллом работает над проблемами воздухоплавания, что они слышали об опытах Лангли и хотели бы получить от него все сведения, которыми он может поделиться. (Отец братьев Райт, епископ церкви Объединенных братьев, уже давно высказал свое авторитетное мнение, оставленное, однако, без внимания сыновьями: «Человек никогда не будет летать, ибо это есть удел ангелов».) Через девять дней после последней неудачи Самуэла Лангли, братья Райт — в обычных городских костюмах и туго накрахмаленных воротничках — вывели свой самолет на пляж у Китти-Хок в Северной Каролине. Эти корректные и сдержанные молодые люди мало походили на изобретателей-новаторов. Однако они методически прочли все, что только могли достать об авиации, и собственноручно построили аэродинамическую трубу для опытной проверки своих теоретических выкладок. Сконструированный ими самолет, с 12-метровым размахом обтянутых белым миткалем крыльев, выглядел довольно несуразно. Но 17 декабря 1903 года эта машина ко всеобщему удивлению поднялась в воздух, став первым снабженным двигателем летательным аппаратом тяжелее воздуха, на борту которого человек совершил первый полет. Епископу Райту братья послали телеграмму: «УСПЕХ ЧЕТЫРЕ ПОЛЕТА ЧЕТВЕРГ УТРОМ ВСЕ ПРОТИВ ВЕТРА ДВАДЦАТЬ ОДНА МИЛЯ ЧАС ВЗЛЕТ ЗЕМЛИ ТЯГОЙ МОТОРА СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ВОЗДУХЕ ТРИДЦАТЬ ОДНА МИЛЯ САМЫЙ ДЛИННЫЙ ПОЛЕТ ПЯТЬДЕСЯТ СЕМЬ СЕКУНД СООБЩИ ПРЕССЕ ДОМОЙ РОЖДЕСТВУ».

Самолет братьев Райт выставлен в Смитсоновском музее, как центральный экспонат коллекции, включающей в себя «Спирит оф Сент-Луис», на котором Чарлз Линдберг совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан; первый построенный в Соединенных Штатах реактивный самолет «Белл ХР-59А»; первый самолет, преодолевший звуковой барьер, — «Белл Х-1»; первый самолет, пролетевший над Америкой от океана до океана со сверхзвуковой скоростью— «XF-8U-1»; самолет Уайли Поста «Уинни Мэй», совершивший первый полет вокруг света. Там же стоит и «Вин физ флайер» — самолет, на котором был сделан первый перелет через американский континент. Для перелета из Нью-Йорка в Калифорнию отважному пилоту «Вин физа» Кэлу Роджерсу, правнуку коммодора Перри, открывшего в 1854 году Японию для западного мира, потребовалось 49 суток и 12 костоломных аварий. Когда 5 ноября 1911 года самолет Роджерса приземлился в Калифорнии, от той машины, на которой Кэл вылетел из Нью-Йорка, сохранились лишь руль направления да две-три опорных стойки. Сам летчик передвигался на костылях и был весь в синяках и ушибах. Но полет он все-таки совершил и остался в живых.
Другие экспонаты того же отдела показаны на фото внизу. Слева направо: ракета Годдарда, современные ракеты, «аэродром» Самуэла Лангли и капсула, в которой совершил суборбитальный полет Алан Шепард.


Фото Арнольда Ньюмана

В 1916 году Смитсоновский институт получил письмо, оказавшееся в конечном итоге не менее важным, чем письмо Уилбура Райта. Автором его был некий Роберт Годдард, физик из Массачусетса, предлагавший построить ракету, способную долететь до Луны (Годдард, как выяснилось впоследствии, зачитывался в отрочестве книгами Герберта Джорджа Уэллса). Все его попытки найти финансовую поддержку не увенчались успехом, и он обратился в Смитсоновский институт, возлагая на него последние надежды. Институт поддержку Годдарду оказал — и результаты представлены теперь в музее в виде модели первой запущенной в космос ракеты с жидкостным ракетным двигателем, построенной Годдардом в 1926 году. Надо заметить, что первая ракета Годдарда не разрешила еще всех стоявших перед изобретателем проблем. Смитсоновский институт продолжал финансировать его изыскания, несмотря на неудачи, вроде постигшей запущенную им в 1929 году ракету, которая, взлетев на 27 метров, вдруг, охваченная пламенем, упала на землю. Одна из газет сообщила об аварии под таким заголовком: «ЗАПУСК РАКЕТЫ НА ЛУНУ С НЕДОЛЕТОМ В 384 228 КИЛОМЕТРОВ».

Общее признание труды Годдарда получили много позже, но Смитсоновский институт продолжал оказывать ему поддержку — и прибавлять новые экспонаты к своей коллекции: ракеты Годдарда 1930 года, одна из которых достигла высоты в 2743 метра и скорости в 1126 км/час; образец ракеты системы «Титан», использованной при запуске кораблей «Джемини» с двумя космонавтами на борту; капсулу, в которой совершил свой полет Алан Шепард; костюм космонавта Джона Гленна и корабль «Джемини», в котором вышла на орбиту первая пара американских космонавтов — Вирджил Гриссом и Джон Юнг.

Роль Смитсоновского института в космических исследованиях не ограничивалась, однако, одним лишь хранением реликвий. Ученые его Астрофизической обсерватории, в круг обязанностей которых входит наблюдение за всеми искусственными спутниками Земли, использовали данные «космических лабораторий» для более точного определения размеров и формы земного шара, для выяснения состава верхних слоев атмосферы и даже для разработки новых теорий о происхождении Солнечной системы. Один из молодых научных сотрудников обсерватории д-р Карл Саган первым создал в лаборатории комплексную молекулу АТП, являющуюся основой жизни на земле. Теперь Саган сосредоточил внимание на новом поприще — эксобиологии: науке о жизни в космическом пространстве. Конечно, вопрос о существовании жизни на других мирах — вопрос спорный, но у Сагана как будто сомнений нет.