Сканировал Игорь Степикин

Дональд Финк, Главный редактор
Россия и США вступают в новую космическую эру


"Aviation Week and Space Technology" — еженедельник авиации и космической технологии (издание на русском языке), лето 1995 года, с. 5.


Есть какая-то ирония в том, что область космических полетов — одна из наиболее жестких сфер конкуренции США и СССР во времена холодной войны — в новую эпоху стала ареной, где участники былого противостояния все более и более активно продвигают программы сотрудничества.

Проведенный недавно совместный полет и стыковка американского космического челнока "Атлантис" и российской станции "Мир", а также обмен американскими и российскими экипажами в космосе стали ключевыми событиями в реализации основной цели сотрудничества — запуска и последующей эксплуатации международной космической станции.

Можно услышать мнение, что полет "Шаттл — Мир" имел в значительной мере символический характер, когда основным становился образ улыбающихся космонавтов и астронавтов, пожимающих друг другу руки и работающих вместе на борту двух космических кораблей. Тем не менее, когда видео— и фотокамеры были убраны, объединенный экипаж провел серьезные научные эксперименты, в том числе в области биологии и инженерной психологии.

На деле рабочая нагрузка экипажа была так велика, что космонавты едва укладывались в график работ и даже выказывали свое раздражение по отношению к наземным службам управления полетом, которые постоянно настаивали на завершении экспериментов. Сейчас очевидно, что при подготовке следующего полета "Шаттл — Мир", запланированного на конец этого года, потребуется более тщательное планирование, гарантирующее, что экипаж не окажется под гнетом неоправданно высокой нагрузки.

В области орбитальной механики — науки или, возможно, искусства пилотирования тяжелых космических аппаратов типа "Шаттл" при выполнении встречи и стыковки с такой крупногабаритной космической станцией, какой является "Мир", был приобретен огромный опыт. В ходе выполнения сближения не было выявлено сколь-либо заметных проблем, а окончательный подход и стыковка были проведены с исключительной точностью.

Стыковочный узел, спроектированный для соединения двух разнотипных аппаратов, функционировал хорошо. Орбитальное маневрирование всего комплекса продемонстрировало относительную простоту управления космической системой общей массой 231 т как с борта "Шаттла", так и со станции "Мир".

Заметный прогресс достигнут и в области промышленного и делового сотрудничества, одним из примеров которого является создание совместного предприятия LKEI американской корпорацией "Локхид Мартин" и российскими предприятиями ГРКЦ им. Хруничева и НПО "Энергия". Этот проект, направленный на объединение технических возможностей российского носителя "Протон" с маркетинговыми возможностями корпорации "Локхид Мартин", создаст новую мощную силу на рынке коммерческих запусков.

Этот и другие совместные проекты должны получить самый высокий приоритет, поскольку сейчас становится ясно, что ни США, ни Россия не обладают финансовыми или техническими ресурсами для постройки национальной космической станции или осуществления межпланетных полетов.

Из этого не следует, что конкуренция должна исчезнуть. Конкуренция поддерживает технический прогресс. Но конкуренция должна стать конструктивной и направленной на получение коммерческих преимуществ, а не на достижение геополитического или военного господства.

Все космические державы должны формировать свои бюджеты таким образом, чтобы обеспечивать выполнение внутренних программ и поддерживать требуемый уровень национальной безопасности, резервируя при этом достаточные средства для исследования космоса. Со стороны отдельных государств было бы безответственно с финансовой точки зрения и просто непрактично пускать это дело на самотек. То, что во времена холодной войны началось как космическая гонка, целью которой являлось продемонстрировать превосходство одной страны над другой, дало сейчас США и России технические средства, позволяющие вести мир к новой эре кооперации в освоении космоса.

Обе страны обязаны — для блага своих граждан и людей всего мира — максимально сконцентрировать внимание на технических достижениях, столь блистательно продемонстрированных в совместном полете "Шаттл — Мир".