вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Куба» 1980 №12. с. 18-21


НАУКА
КУБА В ПРОГРАММЕ ИНТЕРКОСМОС
ХОАКИН МОЛИНЕТ /Фото РОБЕРТО РИНЕНЕСА и из архива




ПОЛЕТ КУБИНСКОГО КОСМОНАВТА — ПЕРВОГО В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ — ДАЕТ НАМ ПРАВО ПОДВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ОЦЕНИТЬ РАБОТУ, ПРОДЕЛАННУЮ НАШИМИ УЧЕНЫМИ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ.

В

АЖНЕЙШИМ ЭТАПОМ в исследовании космоса, в котором принимали участие до настоящего времени ученые нашей страны, стал, безусловно, полет первого кубинского космонавта.
Впервые представитель Латинской Америки совершил героический полет благодаря инициативе Советского Союза, предоставившего возможность осуществить ценные научные исследования, а затем и совместные космические полеты с участием граждан Чехословакии, Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии, Болгарии, Вьетнама и Кубы. В соответствии с программой «Интеркосмос» совместный полет советского и кубинского космонавтов был осуществлен шестнадцать лет спустя после начала на Кубе научных исследований околоземного пространства и его практического использования.
Ураган «Аллен». Фотография принята со спутника.
В 1964 году группа кубинских ученых из Академии наук с помощью советских специалистов и техники приступила в Гаване к систематическому наблюдению за искусственными спутниками, положив тем самым начало обширной программе космических исследований.
Два года спустя в Институте геофизики и астрономии Академии наук Кубы начала работать система по приему радиосигналов с искусственных спутников, что позволило получить необходимые данные для изучения верхних слоев атмосферы. Одновременно в Гаване и Сантьяго-де-Куба были созданы станции слежения за искусственными спутниками, снабженные современной фотоаппаратурой. Перспективы космических исследований в нашей стране неизмеримо расширились благодаря предложению Советского Союза, направленному странам социалистического содружества, поделиться накопленным в СССР опытом в этой области и, с учетом научно-технических возможностей и ресурсов каждой из этих стран, объединить усилия в направлении дальнейшего исследования околоземного пространства и его использования в мирных целях.
Эти идеи получили свое конкретное воплощение в 1967 году, когда были заложены основы будущей программы «Интеркосмос», объединившей усилия ученых десяти стран,— программы, являющейся образцом международного научного сотрудничества стран с различным уровнем развития. Участие Кубы в программе «Интеркосмос» предоставило ей, несмотря на ограниченность ее ресурсов, возможность играть активную и все более заметную роль в проведении космических исследований. С кубинской стороны организацией этих работ занимается специальная комиссия «Интеркосмос» при Академии наук Кубы, которой поручена координация исследований по пяти основным направлениям программы «Интеркосмос»: космической физике; связи; метеорологии; дистанционному зондированию Земли; биологии и космической медицине. В проведении научных исследований принимали участие несколько институтов Академии наук Кубы, факультеты точных наук целого ряда вузов, Министерство здравоохранения и многие другие учреждения, принадлежащие различным министерствам и ведомствам. Национальные комиссии и рабочие группы программы «Интеркосмос» периодически контролируют ход выполнения научно-исследовательских работ, изучают предложения и ведут поиски новых форм сотрудничества.
Куба неоднократно была местом проведения таких, например, встреч, как совещание председателей национальных координационных комитетов стран, участвующих в программе «Интеркосмос» (1974), группы космической физики (1977) и группы по дистанционному зондированию Земли (1979). Несмотря на то что материальные и научные возможности страны достаточно скромны, в период с 1976 по 1980 год вклад Кубы в изучение и использование космического пространства в мирных целях значительно увеличился. Результатом этого стал первый полет кубинского космонавта в околоземное пространство, — полет, который не только не является конечным пунктом определенного этапа, а, напротив, открывает перед нашей страной новые перспективы в этой области научных исследований.

Прибор для расчета орбит искусственных спутников Земли.

Антенна для приема сигналов с метеоспутников типа «Уран».





Прибор для приема информации с метеоспутников

НА БЛАГО НАУКИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Одним из первых направлений научных исследований по программе «Интеркосмос» стала в нашей стране космическая физика. Речь идет об изучении верхних слоев атмосферы, ионосферы и магнитосферы Земли. Ряд исследований в области космической физики представляет особый интерес для народного хозяйства. В течение 1967 года кубинский Институт геофизики и астрономии в сотрудничестве с советскими учеными приступил к приему сигналов с радиомаяков, установленных на искусственных спутниках Земли.

СЛЕЖЕНИЕ ЗА ИСКУССТВЕННЫМИ СПУТНИКАМИ

Институт геофизики и астрономии имеет в своем распоряжении станцию слежения за спутниками, расположенную близ города Сантьяго-де-Куба и введенную в строй в 1967 году. Станция оборудована современной телескопической техникой. Информация со спутников и запускаемых в стратосферу ракет-зондов поступает на Землю в виде кодированных сигналов, которые необходимо принимать с высокой степенью точности. С этой целью страны — участницы программы «Интеркосмос» совместно разработали единую систему передачи и приема информации «космос — земля», получившую название Единой телеметрической системы. Институт фундаментальных исследований Академии наук Кубы также получил в свое распоряжение станцию ЕТС, которая начала действовать в 1976 году благодаря совместным усилиям Советского Союза, Германской Демократической Республики и Чехословакии. С этого времени Куба получила возможность принимать информацию с орбитальных лабораторий, запущенных по программе «Интеркосмос». Можно с уверенностью сказать, что все исследования в области космической физики имеют огромное значение для нашей науки и народного хозяйства.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

Географическое положение острова Куба обусловливает огромное значение радиотелефонной и телевизионной связи страны с другими районами мира.
Важнейшее практическое достижение в этой области — сооружение станции космической связи «Карибе», ставшей составным элементом развитой телекоммуникационной системы «Интерспутник». Станция расположена примерно в сорока километрах от центра кубинской столицы.
Наземная станция «Карибе», входящая в систему «Интерспутник». С ее помощью Куба имеет возможность обмениваться цветными телевизионными программами с другими странами и поддерживать с ними устойчивую радиотелефонную связь.




Станция «Карибе»
Созданная в рамках советско-кубинского технического сотрудничества с помощью советских специалистов, станция космической связи «Карибе» вступила в строй 7 ноября 1973 года и вплоть до 1979 года действовала в системе с нестационарными спутниками типа «Молния-2» и «Молния-3».


ПРОГРАММА «ИНТЕРКОСМОС», ОБЪЕДИНИВШАЯ УЧЕНЫХ ИЗ ДЕСЯТИ СТРАН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ, — ПРИМЕР ПЛОДОТВОРНОГО НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

В январе 1974 года, когда на Кубе находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, были проведены передачи с помощью станции «Карибе». Качество передач было отличным. В дни, когда в Гаване состоялась VI Конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран, станция «Карибе» была первой за пределами СССР, работавшей с помощью нового геоцентрического спутника «Стационар-4».

ПОГОДА И КОЕ-ЧТО ЕЩЕ

Ввиду особого значения для нашего народного хозяйства погодных условий вот уже несколько лет кубинские ученые проводят обширные исследования в области космической метеорологии. В Институте метеорологии Академии наук Кубы ведется непрерывная обработка информации, поступающей с метеоспутников, что необходимо не только для прогнозирования погоды, но и для научных исследований. Некоторые из этих исследований включены в перечень проблем, подлежащих разрешению путем международного сотрудничества в рамках программы «Интеркосмос».
Необходимость совершенствования прогнозирования погоды привела к созданию в 1969 году в Институте метеорологии станции по приему фотографий с искусственных спутников Земли, получаемых в видимом спектре, которая пять лет спустя была дополнена оборудованием, позволяющим получать снимки с метеоспутников и в инфракрасном спектре.
Ввод в эксплуатацию этих станций позволил значительно улучшить прогнозирование погоды и провести целый ряд исследований в области прогнозирования, сельского хозяйства и навигации, а также в других отраслях. В области метеорологии наблюдается постоянный прогресс в техническом оснащении, и, чтобы обеспечить более точные результаты, в настоящее время ученые стремятся повысить разрешающую способность техники космического фотографирования, что позволит проводить детальный анализ степени загрязнения атмосферы промышленными предприятиями, морского энергообмена, периодов созревания различных плодов, а также динамической структуры ураганов и холодных воздушных потоков.
Все эти исследования позволяют глубже изучать метеорологические процессы и представляют несомненный практический интерес.



Радиоастрономическая обсерватория для исследований Солнца.


ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА

Три года назад в Институте фундаментальных исследований Академии наук был создан отдел дистанционного зондирования Земли, занимающийся, в частности, изучением природных ресурсов страны аэрокосмическими средствами.
Эти исследования вызвали живейший интерес у географов, геологов, геодезистов, специалистов в области электроники и агрономов, а также у представителей многих других специальностей. Дистанционное зондирование — современная методика, основанная на получении с помощью спутников и других воздушных или космических искусственных объектов данных об электромагнитном излучении Земли, позволяющих проводить изучение земной поверхности экономично и эффективно, в самых различных направлениях: это и обнаружение полезных ископаемых, и расчет урожайности сельскохозяйственных культур, и локализация подвергшихся заболеваниям растительных массивов, и многое другое.
В этой области Куба активно сотрудничает с несколькими социалистическими странами, прежде всего с СССР, ГДР и Болгарией.

«ТРОПИКО-1», «ТРОПИКО-2»

Огромное значение для острова Куба имеют и океанографические исследования. Разработка методов и средств для изучения Мирового океана началась на Кубе сравнительно недавно.
Важное место в этих исследованиях занимает изучение территории острова и прилегающей к нему акватории океана с помощью данных, получаемых со спутника «АУОС-Океан». Эти исследования направлены на изучение биологической продуктивности морской акватории Кубинского архипелага.
Кроме того, ведутся исследования степени загрязненности акватории нефтепродуктами, направленные на изучение зон загрязнения и разработку мероприятий для борьбы с ним в портах и бухтах.
Благодаря плодотворному сотрудничеству в рамках программы «Интеркосмос» в конце 1977—начале 1978 года на Кубе был разработан и проведен эксперимент «Тропико-1», призванный изучить возможности дистанционного зондирования в применении к природным ресурсам Кубы. Целью эксперимента было изучение возможностей практического применения различных отраслей науки о Земле, в том числе геологии, геоморфологии и гидрологии, для исследования формирования и классификации растительности острова, в частности лесных массивов; создания почвенных карт для нужд сельского хозяйства, океанологии и особенно для разработки карты морфологической структуры архипелага.
На основе опыта, накопленного в ходе проведения эксперимента «Тропико-1», и полученных при этом результатов в 1979 году была осуществлена вторая фаза исследования — «Тропико-2», преследовавшая аналогичные цели.

МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Кубинские специалисты приступили к совместным биомедицинским исследованиям в рамках программы «Интеркосмос» лишь в конце 1978 года. Куба принимает участие в работе двух из трех секций, входящих в состав рабочей группы по биологии и космической медицине, — это секции физиологии и космической психологии. Здесь, как и во всех других сферах космических исследований, в которых принимают участие кубинские ученые, рабочий ритм достиг своей высшей точки в связи с подготовкой совместного советско-кубинского космического полета, для которого был разработан целый ряд научных экспериментов, призванных обогатить наши знания об окружающем нас пространстве и способствовать более широкому применению его на благо всего человечества. Хотя вклад Кубы в исследование космоса скромен, но перспективы, открывающиеся перед нашими учеными, весьма многообещающи. Перспективы эти стали еще шире благодаря осуществлению совместного космического полета, который, несомненно, является новым, исключительно важным стимулом в их дальнейшей исследовательской работе.