Сканировал Игорь Степикин

НА СТАРТЕ — "СТАРТ"
Э. В. ИЗЬЮРОВ, Ю. С. СОЛОМОНОВ


"АЭРОКОСМОС" — спец. выпуск журнала "Эхо планеты", подготовленный к Первому международному авиационно-космическому салону, август 1993 г., с. 6, 8.


25 марта 1993 года с космодрома Плесецк был произведен демонстрационно-испытательный пуск ракеты-носителя "СТАРТ-1", выведшей на орбиту экспериментальный спутник связи. Первым пуском ракеты-носителя новой серии был завершен лишь начальный этап проекта "Старт", основанного на использовании технологий подвижных ракетных комплексов SS-20 "Пионер" и SS-25 "Тополь".

Ракета-носитель "Старт-1" представляет собой вариант полностью лишенной элементов военного назначения межконтинентальной ракеты SS-25 "Тополь" с установленными сверху дополнительной четвертой разгонной ступенью и доводочной ступенью со спутником.

В результате этих переделок стартовый вес ракеты увеличился до 47 тонн и ракета смогла в первом пуске вывести на орбиту высотой более 700 километров космический аппарат массой 250 килограммов.

Второй этап проекта предусматривает создание более мощной и совершенной пятиступенчатой ракеты "Старт" массой около 60 тонн, которая сможет вывести в космос спутник массой до 1000 килограммов.

На первый взгляд, ни высоты орбит, ни масса полезного груза не производят особого впечатления — уже привычными стали сообщения информационных агентств о выводе на геостационарную орбиту многотонных спутников связи. Но сегодня успехи миниатюризации и совершенствование спутниковой аппаратуры привели к тому, что для выполнения многих задач существующий парк ракет-носителей стал энергоизбыточным.

Закрыть это "окно" и призваны ведущиеся разработки легких ракет-носителей. Наиболее современные из них: в США — "Пегас", в России — "Старт-1". Проекты развиваются сходным образом из-за того, что перекрыть диапазон весов малых спутников одним соразмерным и экономически целесообразным носителем невозможно. В США вслед за "Пегасом" следует более тяжелый "Таурус", у нас за "Стартом-1" — "Старт". Причем российский проект — прямое следствие процессов превращения носителей ядерного оружия в средства выведения спутников мирного назначения.

Уже при подписании Договора между СССР и США о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) высказывались мнения о целесообразности использования уничтожаемой боевой техники в качестве космических носителей и геофизических ракет.

Это позволило тогдашнему министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе на заседании Верховного Совета при ратификации Договора о РСМД в июне 1988 года бросить хлесткую фразу о том, что конструкторскому бюро, создавшему SS-20, поручено разработать мирную геодезическую ракету. Предварительные контакты с Госгидрометом позволили оценить специфику требований, предъявляемых к геофизическим ракетам и другим средствам исследования околоземного космического пространства.

Однако для упрощения процедур контроля и ускорения подписания договора стороны приняли решение о тотальном уничтожении ракет данного класса.

Перемены как во внешнеполитическом климате, так и в обстановке внутри страны позволили при заключении Договора между СССР и США об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) выбрать более рачительный вариант — договориться о разрешении использовать сокращаемые боевые ракеты в качестве космических носителей. Вместе с тем очевидно, что для такого превращения требуются значительные ассигнования.

Результатом длительной работы по привлечению потенциальных инвесторов к финансированию проекта (государственные ассигнования, несмотря на неоднократные обращения в правительственные круги, так и не были выделены) стала поддержка его наиболее дальновидными крупными бизнесменами из числа тех, кто ориентируется на серьезные долгосрочные программы, не зависящие от сиюминутной конъюнктуры. Финансирование первого этапа работ взяло на себя акционерное общество "И.В.К".

Второй этап, предусматривающий создание более сложного мощного и совершенного носителя, что предоставит потенциальным потребителям расширенный спектр услуг, будет финансироваться Российским коммунальным коммерческим банком. Этот носитель и получил название "Старт".

Для реализации проектов при головном институте — создателе комплексов SS-20 и SS-25 — был создан научно-технический центр "Комплекс", имеющий соответствующую лицензию на выполнение указанных работ. Конверсионный проект одобрен правительством Российской Федерации, Российским космическим агентством.

Эдуард Витальевич ИЗЬЮРОВ
Председатель правления "Роскомбанка"
Родился в 1962 г. Учился в Московском физико-техническом институте. В 1988 г. окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. В 1992 году стал заместителем председателя правления "Роскомбанка", а с апреля 1993 г. является его председателем.


Юрий Семенович СОЛОМОНОВ
Директор научно-технического центра "Комплекс".
Родился в 1945 г. Окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе в 1969 г. Работал в Московском институте теплотехники, был начальником одного из его отделов. С 1989 г. — профессор Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана. В 1991 г. возглавил научно-технический центр "Комплекс". Лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук. Автор более 300 научных публикаций.

Само собой разумеется, что проект разработан в полном соответствии с духом и буквой международных соглашений и договоров. Самое непосредственное и активное участие в реализации проекта принимает Министерство обороны в лице Ракетных войск стратегического назначения и Военно-космических сил. Нет сомнения, что без понимания необходимости проводимых работ со стороны руководства указанных ведомств и северного полигона в Плесецке этот важный проект не состоялся бы.

В результате была создана весьма стройная и эффективная схема взаимодействия госпредприятий — исполнителей работ с коммерческими структурами — инвесторами. И хотя финансирование конверсии относится к разряду венчурных, то есть рисковых операций, степень риска в данном случае значительно снижается за счет квалификации привлекаемых специалистов.

Дополнительной гарантией является также общепризнанная высокая надежность российских твердотопливных ракет и отработанность технологий, используемых для создания носителя "Старт". В частности, уровень надежности ракет-прототипов "Старта" можно подтвердить двумя такими цифрами: в общей сложности было произведено более 250 безаварийных пусков SS-20 и SS-25, в том числе 72 пуска SS-20 при их уничтожении по Договору о РСМД в присутствии американских инспекторов.

Процедуры подготовки и пуска "Старта" существенно отличаются от операций, выполняемых при запуске жидкостных ракет-носителей. "Союзы" и "Протоны", "Атласы" и "Сатурны" — гигантские белые башни, облепленные на стартовой позиции людьми-муравьями, которые затем плавно, солидно и неторопливо уходят в небо по реке пламени. У "Стартов" все выглядит по-другому, много скромней. Быстровозводимый сборный домик с раздвижной крышей, внутри — пусковой стенд с ракетой в горизонтальном положении, которую в тепле и с удобствами обслуживает стартовый расчет. Пусковой стенд представляет собой стальную раму, на которой установлены подъемное устройство и контейнеры с аппаратурой предстартовой подготовки.

Как и боевые ракеты — прототипы, носители типа "Старт" доставляются на стартовую позицию в транспортно-пусковом контейнере, надежно защищающем ракету от воздействия окружающей среды. Перед пуском крыша сооружения раздвигается в стороны и мощный гидравлический подъемник устремляет в зенит контейнер с торчащим из него головным блоком ракеты. Сама она выскакивает из контейнера, выстреливаемая пороховыми газами специального генератора, уже в полете включает двигатель первой ступени и быстро уходит ввысь, всего через несколько секунд исчезая за облаками.

Уверенность в успехе поддерживаегся рядом существенных преимуществ ракет семейства "Старт" перед ранее созданными носителями.

Прежде всего это транспортабельность ракетно-космического комплекса. А это значит, что сами ракеты-носители и все необходимое для пуска оборудование могут транспортироваться по железной дороге или морем в любой географический район, пригодный для запуска, затем доставляться на автомобильных платформах к месту пуска, быстро развертываться на минимально подготовленной площадке и поддерживать постоянную готовность к запуску спутника.

Весьма сложные комплексные вопросы эксплуатации техники и жизнеобеспечения обслуживающего персонала в практически любых климатических условиях решаются с использованием многолетнего опыта разработки и применения подвижных боевых комплексов. Для обеспечения запуска теперь нет необходимости строить гигантские дорогостоящие стартовые сооружения или становиться в очередь к владельцам существующих тяжелых ракет-носителей и космодромов.

Другое достоинство семейства "Старт" — практически постоянная готовность к запуску. Это позволит при необходимости подготовить пуск в сроки, определяемые только продолжительностью предстартовой подготовки спутника, а не носителя. Таким образом можно будет оперативно восстановить систему космических аппаратов в случае аварии на одном из входящих в нее спутников.

Третье важнейшее достоинство — относительная безопасность предстартовой подготовки и отсутствие вредного воздействия на территорию космодрома и зон падения отработавших ступеней.

Проект "Старт" показывает пример реальной и разумной конверсии в области высоких технологий, в которую частный бизнес готов вкладывать средства, снимая это бремя с государственного бюджета. Государство, напротив, получает дополнительные средства в форме налогов и платы за аренду космодромов, являющихся его собственностью. Кроме того, Россия выигрывает и на использовании средств, затраченных бывшим СССР на изготовление ракет, и на тех вложениях, которые потребовались бы при уничтожении вооружений.

И, наконец, снижается угроза ликвидации рабочих мест для наиболее квалифицированных специалистов и рабочих. Так что в выигрыше оказываются все.


Демонстрационно-испытательный пуск ракеты-носителя "Старт-1"