вернёмся в библиотеку?

«Электричество и жизнь» 1913 год №1

Если Вы не видите дореволюционных «ятей», установите шрифт Palatino Linotype или читайте на современном


Рис. 1.
(Фантазiя и действительность).

Вероятно, каждому изъ нашихъ читателей извѣстенъ принципъ сегнерова колеса. На этомъ принципѣ основано дѣйствiе водяныхъ турбинъ Понселе и Фурнейрона. Однако возможно, что многiе успѣли забыть, а другiе еще не успѣли ознакомиться съ этимъ принципомъ, отчего и позволимъ себѣ вкратцѣ изложить идею колеса Сегнера. На вертикальной оси a (рис. 1), оканчивающейся пятой e, укрѣпленъ вертикальный сосудъ в, имѣющiй снизу нѣсколько (въ данномъ случаѣ четыре) горизонтально расположенныхъ трубки с. По концамъ трубокъ продѣланы отверстiя d. Вода, налитая въ вертикальный сосудъ в, вытекаетъ изъ отверстiй d, такъ что ея давленiе на стороны трубокъ с, на которыхъ находятся отверстiя, оказывается меньше, чѣмъ давленiе на противоположныя стѣнки. Благодаря такой разности давленiй крестообразно расположенныя трубки, а съ ними и весь сосудъ, съ наглухо укрепленной осью а и соединеннымъ съ последней шкивомъ f, начинаетъ вращаться въ сторону, противоположную истеченiю воды изъ отверстiй d. Такое движенiе силами реакцiи (противодѣйствiя) можетъ имѣть и прямолинейное направленiе. Вообразимъ, напр., ящикъ, наполненный водой и поставленный на колеса. Вода давитъ на стѣнки, но и стѣнки оказываютъ равное и прямо противоположное давленiе, и вся наша система остается неподвижной. Что же произойдетъ, если мы откроемъ кранъ, имѣющiйся на одной изъ стѣнокъ нашего ящика? Давленiе на эту стѣнку уменьшится, на противоположную ей останется прежнимъ и подъ влiянiемъ избытка давленiя на стѣнку нашъ приборъ двинется въ направление, обратномъ вытеканiю воды. Не думайте, что это противорѣчитъ хорошо извѣстному каждому факту, что, сидя въ экипажѣ, нельзя подвинуть его впередъ, толкая ногами или руками. Въ этомъ случаѣ, съ какой силой мы будемъ толкать экипажъ, съ такой же и отталкиваться отъ упора, такъ что сумма дѣйствiй будетъ равна нулю.

Силой реакцiи можно заставить двигаться лодку такимъ же путемъ, какъ повозку на землѣ той же силой взвивается вверхъ ракета. Газы ракеты выходятъ черезъ нижнюю стѣнку гильзы и толкаютъ извнутри всю гильзу вверхъ.

Такимъ образомъ, помимо турбинъ, принципъ реактивнаго движенiя давно примѣнимъ въ пиротехникѣ. Въ самое послѣднее время на этотъ принципъ вновь обратили вниманiе ученые и изобрѣтатели. Нашъ соотечественникъ, Цiолковскiй, предшественникъ Цеппелина по изобрѣтенiю металлическаго аэростата, разработалъ идею аппарата, ни болѣе ни менѣе, какъ для перелетовъ съ земли на любое небесное тѣло. Онъ, подтверждая свои выводы сложными математическими вычисленiями, доказалъ, что именно ракета (конечно, особаго устройства) когда-нибудь послужитъ человеку экипажемъ для междупланетныхъ перелетовъ. Производя взрывы извнутри и направляя образующiеся газы въ то или другое отверстiе, можно мѣнять направленiе движенiя такого небеснаго экипажа такъ какъ реактивный приборъ не требуетъ опоры въ окружающей его средѣ. Пушечное ядро знаменитаго романиста Жюля Верна представляетъ въ практическомъ отношенiи значительно болѣе трудный способъ осуществленiя междупланетныхъ сообщенiй, хотя бы на такiя короткiя разстоянiя, какъ отъ земли до луны. Попасть же съ луны обратно на землю по способу Жюля Верна и совсѣмъ невозможно. Генiальная по своей смелости идея Цiолковскаго требуетъ предварительнаго открытiя взрывчатаго вещества, сила котораго была бы вшестеро больше взрывчатой силы современнаго пороха. Можетъ быть, когда-либо химики и найдутъ такое вещество, можетъ быть, наши болѣе или менѣе отдаленные потомки и воспользуются аппаратомъ нашего уважаемаго соотечественника, но пока все это фантазiя, хотя и строго научная.

Практическiй шведъ, капитанъ Линдбломъ иначе использовалъ принципъ дѣйствiя реактивной силы. Онъ воспользовался ею для приведенiя въ движенiе судовъ, и это уже не смѣлая фантазiя, а осуществленный фактъ, грозящiй, быть можетъ, полнымъ переворотомъ въ судостроенiи. Въ самомъ дѣлѣ, зачѣмъ силу газа, взрывающагося въ двигателяхъ внутренняго сгоранiя, примѣнять для движенiя поршня, какъ это дѣлаютъ въ современныхъ теплоходахъ, когда можно двигать судно, прямо выпуская эти газы въ воду. Здѣсь также и даже быстрѣе, чѣмъ съ винтовымъ двигателемъ, можно регулировать и скорость и направленiе движенiя и при томъ увеличивать эту силу до предѣловъ, недостижимыхъ современными судами.

Я позволилъ себѣ остановить внимание читателей на этой темѣ, чтобы показать, какъ еще много неиспользованныхъ возможностей имѣетъ современная техника и какiе широкiе горизонты въ будущемъ открыты для ея адептовъ.

В. Рюминъ.