Сканировал Игорь Степикин

ОРУЖИЕ 2030 года или выстрел стоимостью 1680000 долларов
Валерий РУДЕНКО г.Тула (По материалам печати)


Журнал "Фаэтон", №8 (декабрь 1995-январь 1996 г.г.), с. 114-117



А. М. Ганичев

14 июля 1941 года у леса километрах в пяти-шести от станции Орша, забитой немецкими эшелонами с войсками, техникой, боеприпасами и горючим, выстроились семь грузовиков с закутанными брезентом кузовами странной формы. В 15.15 по окрестностям разнесся гром — батарея капитана Флерова произвела залп 112-ю осколочно-фугасными и зажигательными снарядами.

Через несколько секунд на станции прогрохотали разрывы, разлилось море огня, чудом уцелевшие солдаты вермахта разбегались в ужасе — так описывают очевидцы первое боевое применение реактивной системы залпового огня. Эффективность нового оружия устрашала — столь велики были потери противника после одного только залпа.

РСЗО "Град"

На всех фронтах Великой Отечественной войны пели свои грозные "песни" легендарные "Катюши" и ее авиационные, морские "родственники". Несколько боевых установок участвовало и в полуторамесячной обороне Тулы, но тогда вряд ли кто из защитником города оружейников мог подумать, что обороняет "родовое гнездо" "Катюши" и ее будущей семьи. Да и еще почти пять десятков лет после войны немногие туляки знали о рождении в строго секретном научно-производственном центре на окраине города — "Града", "Урагана", "Смерча". Между тем реактивная "метеорология" тульской школы предопределила "погоду" в области тактических вооружений на конец XX — начало XXI века.

...После Второй мировой воины военная наука ведущих государств мира сосредоточилась на разработках классических артиллерийских систем и ракетной техники, сочтя бесперспективными работающие "по площадям" реактивные системы залпового огня. Разработки в этом направлении на Западе прекратились и об РСЗО забыли на два с лишним десятка лет.

Поэтому события начала 60-х годов на дальневосточной границе СССР ошеломили многих военных экспертов: при конфликте на острове Даманский две китайские дивизии были буквально стерты с лица земли. Новое поколение реактивных систем залпового огня убедительно продемонстрировало и дальнобойность, и эффективную поражающую силу. Один из свидетелей удара РСЗО по Даманскому описывает увиденное как испепеляющий огненный смерч — "попасть под него было бы еще хуже, чем оказаться в самом жерле извергающегося вулкана". Сын "Катюши" — "Град" шагнул на несколько порядков дальше "матери".

РСЗО "Ураган"

Транспортер — ЗИЛ 135 LM

"Крестным отцом" реактивного богатыря был Александр Никитич Ганичев — главный конструктор НИИ-147 (ныне — Научно-производственное предприятие "Сплав"), созданного в конце войны на базе одного из цехов Тульского комбайнового завода для разработки гильз под новые системы ствольной артиллерии.

"Град" состоит на вооружении отечественной армии с 1963 года, а в бундесвере, например, только к 1969 году появилась 36-ствольная система "ЛАРС", стрелявшая 110-мм снарядами на 18 километров. За этот период ушедшие далеко вперед тульские конструкторы передали в войска целый комплекс модификаций БМ-21 с дальностью действия 10-25 километров.

Н. А. Макаровец

Вот только одна из модификаций, известная в войсках под именем "Прима". Это 50-ствольная установка, смонтированная на трехосном "Урале", обслуживается расчетом из трех человек. Они могут поразить одиночными выстрелами, очередями или растянутым на полминуты залпом любые цели на 5-20-километровой дистанции, накрыв площадь до 190 тысяч кв. метров. Осколочно-фугасные 122-мм снаряды разбрасывают 36 боевых элементов, взрывающихся при ударе о землю — своеобразный вариант разделяющихся боеголовок.

Еще большей мощностью и дальностью обладает РСЗО армейского звена "Ураган". Залпом с шестнадцати направляющих он накрывает 220-мм осколочно-фугасными снарядами со 100-килограммовой боевой частью, зажигательными или осколочно-фугасными кассетными снарядами с 30 поражающими элементами каждый территорию до 426 тысяч кв. метров. Высокие тактико-технические данные установки натолкнули специалистов "Сплава" на нетрадиционное использование РСЗО — они первыми "научили" боевую машину минировать вражескую территорию (позже эту идею переняли за рубежом). Один специальный снаряд рассеивает на пути противника 24 противотанковые или 312 противопехотных мин сразу.


Последующие модификации, однако, не отправили в отставку "Град" — созданный более тридцати лет назад, сам он, его безлицензионные копии и самодельные переработки состоят на вооружении в шестидесяти странах мира. По оценкам экспертов "Сплава", за пределами России и сегодня насчитывается около пяти тысяч боеспособных "Градов" и до пяти миллионов снарядов к ним.

Лидирующее положение "Сплава" и его руководителя в отечественном военно-промышленном комплексе "засветилось" на выставке вооружении и боевой техники в Абу-Даби 1994 года, куда туляки привезли 300-мм установку "Смерч". Она произвела настоящий фурор среди специалистов, посмотреть показательные стрельбы приехал сам эмир. В условиях пустыни работа "Урагана" выглядела особенно эффектно — огромные пятиметровые снаряды в клочки разорвали все цели.

Как в свое время" Град" далеко обошел "Катюшу", так и "Смерч" на порядок превосходит своего предшественника. Он достает противника за 20-70 километров, накрывая огнем площадь в 672 тысячи кв. метров — 27 гектаров. Повышенная дальность стрельбы, которую конструкторы готовы увеличить, до ста километров, обеспечивается встроенным в снаряд дополнительным двигателем, корректирующим полет по высоте и курсу и обеспечивающим 100-процентную точность попадания. При 800-килограммовой массе снаряда его боеголовка весит 280 килограммов — такого эффективного соотношения между весом боевой части и двигателя с запасом топлива не добивался еще никто в мире. Специальное устройство обеспечивает строго вертикальный, 90-градусный угол встречи кассетных боеприпасов с землей, окопами, боевой техникой противника, обеспечивая поражение сверху, в наиболее уязвимом направлении (обычные снаряды попадают в цель под углом 30-60 градусов).

Между прочим, установки "Смерч" приняты на вооружение нашей армии... еще семь лет назад. О том, какого класса технику поставляет сейчас в войска клуб "Сплава" (объединение предприятий-смежников), можно догадаться.

Заинтересованность в приобретении "Смерчей" и их старших собратьев проявили около десяти различных государств. Торговля вооружениями — дело деликатное, поэтому генеральный директор "Сплава" доктор технических наук профеccop Николай Александрович Макаровец предпочитает их не называть. Впрочем, одна страна известна точно — Кувейт. В российской печати сообщалось, что контракт на поставки "Смерчей" на юг Аравийского полуострова стоит около 800 миллионов долларов. Наверное, это недалеко от истины. Не раскрывая коммерческой тайны, приведем оценки английского журнала "Джейнс дефенс уикли" — он утверждает, что стоимость боевой машины составляет 1,8 миллиона долларов, а одного залпа из двенадцати "стволов" — 1,68 миллиона долларов. Поверим капиталистам — они умеют и считать, и вкладывать деньги.

По прогнозам военных экспертов, система "Смерч" продержится на вооружении примерно до 2020-2030 года, поскольку в нее заложен целый ряд базовых решений, обеспечивающих дальнейшее совершенствование боевой установки.

Уникальные "смертельные" технологии тульских оружейников предопределили развитие тактических вооружений на конец XX — начало XXI века.