вернёмся в библиотеку?
«Нью-Йорк Таймс». 15-29.09. 1992 г (№11)



НАСА нуждается в русской «Энергии» для своего «Шаттла»


Поглотив 8 миллиардов долларов, выделенные на сооружение станции «Фридом», проект столкнулся с новыми проблемами.

ВИЛЬЯМ ДЖ. БРОД

Н

ОВОМУ директору НАСА, худощавому, скуповатому и готовому на перемены человеку, похоже, достанется в наследство гигантский проект, который будет трудно осуществить и еще труднее финансировать в год выборов, когда политически сторона дела имеет большое значение. Создающейся ныне орбитальный аванпост для астронавтов, известный как космическая станция «Фридом», может свести на нет его усилия по снижению затрат. Конец холодной войны и затянувшийся экономический спад привели к кризису в аэрокосмической промышленности, и никакой политик не хочет усугублять ситуацию, проводя сокращение производства.

«Он с самого начала дал понять, что постарается снять жирок с НАСА, — говорит Джерри Грэй, отвечающий за научно-технологическую политику в расположенном в Вашингтоне Американском институте аэронавтики и астронавтики. — Но пока не пройдут выборы, он не собирается ничего менять по-крупному».

Ненасытный монстр

Космическая станция — главный объект амбициозных планов НАСА на это десятилетие, да и на следующий век — оказалась неприятным примером перекоса в так называемой «большой науке». Когда в 1984 году Рональд Рейган впервые выдвинул предложение о ее создании, это был относительно скромный, 8-миллиардный проект НАСА, который предполагалось завершить в 1992 году, ко времени празднования 500-й годовщины путешествия Колумба в Новый Свет.

Однако по мере того как НАСА, желая защитить его от политических оппонентов, объединяло вокруг проекта множество научных учреждений и промышленных предприятий, замысел становился все более грандиозным. Сегодня, когда на создание станции уже ушло 8 миллиардов долларов, она превратилась в огромное неповоротливое сооружение длиной 106 метров и общей стоимостью от 30 до 40 миллиардов долларов (не считая расходов на 30-летнюю эксплуатацию — более чем 100 миллиардов). Челночные корабли «Шаттл» начнут выводить ее элементы на орбиту в 1995 году, и после 18 таких полетов станция будет постоянно обитаемой примерно к 2000-му году. В прошлом году конгресс угрожал прикрыть «аванпост», что побудило НАСА обрушить на Капитолийский холм поток заявлений о радужных перспективах станции. Вставший у руля НАСА в апреле 1992 года Даниэл С. Голдин, 52-летний коренной житель Нью-Йорка, который раньше работал в промышленности и опыта работы в Вашингтоне не имеет, готов произвести революцию, направив усилия агентства на создание нового, более дешевого космического аппарата.

В компании TRW Inc, одной из ведущих фирм авиакосмической промышленности, Годдин находился под влиянием конструкторской школы, девиз которой; «Прекрасное — в малом». Приверженцы этой школы утверждают, что революция в миниатюризации открыла новые пути в исследованиях космоса.

В НАСА Голдин внедрил практику состязаний, когда «красные» и «синие» команды соревнуются друг с другом за снижение стоимости проектов на 20-40 процентов, и сделал нечто более фундаментальное, поручив одной из групп исследовать возможность вывода станции на орбиту без использования «Шаттлов».

Верхом на русской ракете

«Впервые с 1970-го года всерьез думают о том, как лучше построить станцию, а не как лучше «подогнать» ее к «Шаттлу», — говорит доктор Джон М. Логсдон, директор Института космической политики в университете Дж. Вашингтона и историк проекта станции.

Наиболее радикальное для НАСА решение состоит в том, чтобы запускать блоки станции с помощью 20-этажной русской ракеты «Энергия», услуги которой уже неоднократно предлагались. «Энергия» теоретически может вывести на орбиту груз в пять раз больший, чем «Шаттл». А высвобождение «Шаттлов» позволит сэкономить миллиарды долларов для других пооектов НАСА. поскольку челночные корабли сегодня съедают около половины его годового бюджета в 15 миллиардов долларов. Стоящий ныне перед Гоодином вопрос заключается в том, удастся ли рациональный анализ совместить с бюрократической инерцией и с характерной в год выборов политикой. Возглавляющий Национальный Совет по космосу вице-президент Дэн Куэйл недавно заявил работникам фирмы Douglas Space Systems (это основной подрядчик по проекту), что их будущее обеспечено, если республиканцы останутся у власти. Отвечая на этот выпад, Билл Клинтон тоже выразил поддержку «аванпосту» и подчеркнул необходимость расширить сотрудничество с русскими.