Автор:
Источник: Россия
Дата: 05.07.2001
Город: Москва



ЧЕЛОВЕК-РАКЕТА.

В повести К. Э. Циолковского "Вне Земли" в главах, написанных в шестнадцатом году, мы можем найти упоминание об индивидуальном ракетном аппарате: "...маленькое орудие, в котором вызывают взрыв по желанию, которое действует как ракета — выпускает газы в нужном направлении". Ничего, казалось бы, удивительного. В наше время такое "орудие" выдается космонавту, выходящему в открытое пространство, как раз с тем, чтобы он мог "лететь в любую сторону". Возможно, житель Петрограда Александр Федорович АНДРЕЕВ заразился идеей создать нечто подобное, прочитав повесть Циолковского. А может быть, дошел до этого самостоятельно. В любом случае именно Андрееву принадлежит приоритет в создании технического решения ракеты индивидуального пользования.

Викентий КОМАРОВ, академик Российской академии космонавтики

В 1921 году он подал заявку, а в 1924 году — патент на изобретение, суть которого сводилась к следующему. Устройство, по замыслу Андреева, представляло собой портативный ракетный аппарат, который человек мог надевать как рюкзак или ранец. Аппарат состоял из топливного бака с системой насосной подачи топлива и жидкостных ракетных двигателей, обеспеченных надежным креплением. Топливные баки помещались в ранце и имели двойные стенки, образующие вакуумную теплоизолирующую рубашку. В одном баке находился жидкий кислород, в другом — жидкое углеводородное топливо. В нижней части имелись краны и насосы. Система тонких перегородок внутри баков создавала сотовую конструкцию, предохраняющую жидкие компоненты топлива от толчков и сотрясений.

Система крепления этого мини-жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) состояла из железной коробки, надеваемой на грудь пилота, и двух ферм, раздвигаемых в стороны в виде крыльев. На концах этих крыльев и крепилось по одному однокамерному ЖРД. Камеры двигателей должны быть выполнены из огнеупорной массы и заключены в стальную оболочку. Для изменения плоскости полета камеры могли поворачиваться посредством специальных рычагов управления. Эти же рычаги обеспечивали открытие топливных кранов и введение в действие искрового зажигательного устройства. Расчетный вес аппарата — 42 килограмма, масса топлива — 8 килограммов. Предполагалось, что пилот, снабженный ранцевым аппаратом, сможет передвигаться со скоростью 200 км/час на расстояние до 20 километров.

Следует заметить, что аппарат Андреева по своей инженерной обоснованности представляет удивительное для своего времени явление. Существенно и то, что это не только проект индивидуального ракетного аппарата, но и один из первых проектов жидкостного ракетного аппарата, значительно опережавший свое время. Проект Андреева получил высокую оценку в трудах профессора Н. А. Рынина, а именно в выпусках 4, 5 и 9 его энциклопедического труда "Межпланетные сообщения" (1929 и 1932 гг.) и в работах историков техники Ю. В. Бирюкова и С. В. Голотюка.

И последнее. В Ленинградском областном Государственном архиве содержится документ, свидетельствующий о том, что А. Ф. Андреев обращался со своим проектом в инстанции задолго до 1921 года. Этот документ имеет на первой странице две регистрационные отметки: УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ Крестьянского и Рабочего Правительства Республики России. 14/Х11 — 1919 г. Входящий № 19644 и КОМИТЕТА по делам изобретений при Науч.-Техн. Отд. В.С.Н.Х. 19 декабря 1919 г. Вх. № 3648.

В результате разгромного отзыва некоего эксперта Смирнова заявка в 1919 году была отклонена, хотя второй эксперт, профессор Рынин, дал тогда хотя и сдержанный, но в целом положительный отзыв.