Глава первая

Космос далекий и близкий

Ставка на ракету. - Прорыв в космос.

"Сначала неизбежно идут
мысль, фантазия, сказка;
за ними шествует научный
расчет, и уже в конце концов
исполнение венчает мысль".
К.Э.Циолковский.


СТАВКА НА РАКЕТУ

      О Циолковском написано много. Мне же хочется попытаться представить, как повлияли идеи К.Э. Циолковского на юного Юру Гагарина.
      Будучи учащимся Саратовского индустриального техникума, он сделал доклад на занятиях физико-технического кружка на тему: "К.Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях".
      Гагарин увлекся этой темой, прочитал много книг о жизни и деятельности великого ученого-самоучки, вникал в суть его проектов и теоретических выкладок, глубоко задумывался над отдельными высказываниями.
      Что могло поразить молодого Гагарина в Циолковском и его учении? Я думаю, прежде всего, сам образ провинциального калужского учителя, очень бедного, глухого, но удивительно прозорливого и целеустремленного, верившего в прекрасное и надежное будущее человечества. "Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед", - писал К.Э. Циолковский. Он верил, что человек завоюет околосолнечное пространство и тем самым добудет "горы хлеба" и "бездну могущества". И еще одно высказывание: "В мои годы умирают, и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горестью в сердце, не узнав от меня, что вас ожидает непрерывная радость. Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего никогда не кончающегося счастья..."
      Все, что предсказывал К.Э. Циолковский, оказалось верным на практике.
      "Циолковский перевернул мне всю душу... У меня появилась новая болезнь - тяга в небо, тяга в космос", - писал потом Ю.А. Гагарин. И еще: "Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя "космическая" биография. В литейщике родился летчик".
      Юра, будучи учащимся четвертого курса, поступает учиться на летное отделение Саратовского аэроклуба.
      Незадолго до смерти великий Циолковский говорил: "У нас в Советском Союзе много юных летателей - так я именую детей-авиамоделистов, детей-планеристов, юношей на самолетах. Их у нас десятки тысяч. На них я возлагаю самые смелые надежды, они могут осуществить мои открытия и подготовят талантливых строителей первого межпланетного корабля".
      Да, Циолковский был прав: у нас уже были С.П. Королев, Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк и другие. Они работали над главной идеей Константина Эдуардовича - создавали ракету по Циолковскому.
      К.Н. Алтайский, лично знавший К.Э. Циолковского, вспоминает его слова: "Не хочется умирать на пороге проникновения человека в космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. Я мог бы без труда обрисовать его, так он мне близок и понятен. Он русский. В этом не сомневаюсь. Он - гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, летчик. Он необыкновенно смел, но в смелости его нет бесшабашности. У него отвага умная, лишенная дешевого безрассудства. Он молод, физически здоров. Мускулы и мозг развиты гармонично. Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола".
      В это время первый космонавт Земли уже родился. Судьба определила на эту роль смоленского паренька Юрия Алексеевича Гагарина.
      В 1927 году по инициативе межпланетного сектора ассоциации "Изобретатели - изобретателям" в Москве была открыта "Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов". Среди организаторов этой выставки были А.С. Суворов и О.В. Холопцева, которые в 1964 году приезжали в Саратов, были в нашем техникуме и в музее Ю.А. Гагарина.
      "Первые космонавты" О.В. Холопцева и А.С. Суворов после полета Ю.А. Гагарина в космос побывали во многих городах с рассказами об истоках космонавтики, о людях, которые сделали возможным полет первого человека в космос.
      - Почему мы приехали в Саратов? - задает вопрос О.В. Холопцева - энергичная и очень общительная женщина. Ее муж А.С. Суворов молчал, так как во время войны был контужен. - Вам, саратовцам, повезло: здесь учился первый космонавт мира Юрий Гагарин, здесь он научился летать и здесь же приземлился! И правильно! Ваша земля дала ему крылья, она и приняла его после полета.
      Я показал им наш скромный музей Ю.А. Гагарина.
      - Великолепно! - воскликнула Ольга Викторовна. - Вы знаете, Владимир Иванович, многие художники могут хорошо оформить, но часто души не чувствуется. А здесь - душа, гагаринская и тех, кто создал музей.
      Холопцева внимательно рассматривала наш альбом. Открыла первую страницу и прочла вслух: "Имя его будет бессмертно в истории человечества...". - Правильно! Многих забудут, а Гагарина - нет. До сих пор наши предки говорили об Икаре, но Икар - мифическое лицо, а Гагарин - реальное историческое явление... Хотя мне порой кажется, что Юру нельзя представить таким. Слишком он живой, земной, близкий и родной. Правда ведь? Мне все время кажется, что он будет живой всегда... Откуда у вас столько фотографий?! А вы можете сделать такой же альбом для музея космонавтики в Калуге? Он еще строится, кстати, первый камень в фундамент здания заложил Юрий Алексеевич.
      У нас был еще один такой альбом и директор С.И. Родионов вручил его гостям во время встречи в актовом зале техникума.       О.В. Холопцева и А.С. Суворов побывали и выступили в Саратовском планетарии, Доме культуры профтехобразования, Доме офицеров, в Энгельсском дворце пионеров, в школах Саратова №№76, 96 и 99. И почти везде они получили в подарок альбомы о Ю.А. Гагарине. Сейчас в Калуге создан и уже работает много лет прекрасный государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, который ведет огромную собирательскую, экскурсионную, методическую и научную работу не только по наследию великого земляка, но и становлению, развитию космонавтики. Там работали и работают такие замечательные люди-энтузиасты, как внук Циолковского А.В. Костин, И.О. Короченцев, Л.И. Краснопольская, Е.Н. Кузин и многие другие. Кто будет там из саратовцев, - помните и гордитесь, что среди экспонатов этого музея есть и наши, саратовские. Сотрудники музея всегда рады нам, саратовцам...


ПРОРЫВ В КОСМОС

      Широкомасштабная подготовка к полету космос началась сразу же после окончания второй мировой войны у нас и в США. Казалось, ничто не может теперь задержать или остановить полет человека в космос. Однако с подачи английского премьер-министра У. Черчилля в политическую жизнь народов в это время вошла "холодная война". Мир без войны оказался на военном положении. В авангарде этого опасного противостояния и оказались Советский Союз и США. Мир и, прежде всего, нас пугали атомной бомбой, которую уже создали в США и в 1945 году испытали на японцах.
      Нам после разрушительной войны было трудно противостоять богатой Америке. Американцы создали Северо-Атлантический военный блок (НАТО), окружили нашу страну военно-морскими и военно-воздушными базами. В случае войны с них можно было нанести мощный удар по СССР. Мы вынуждены были создать вместе со странами социалистического лагеря Варшавский договор, то есть военный блок в противовес НАТО, оснастили армию хорошими реактивными боевыми самолетами, но долететь до США они не могли. Надо было осуществить нечто такое, что могло бы отрезвить воинственные головы за рубежом.
      Нужен был другой вид транспорта: надежный и грозный, способный долететь до США и сбросить атомную бомбу, над которой у нас успешно работали и которая вот-вот должна была появиться на вооружении страны. Советское правительство делает ставку на боевые баллистические ракеты. Немецкий опыт применения ракет "ФАУ-1" и "ФАУ-2" показал перспективность в этом направлении. Ракета вновь принимает военный характер.
      Известно, что американцы и русские проявили большой интерес к немецкой ракете. После разгрома Германии советские специалисты во главе с С.П. Королевым побывали на ракетных полигонах и досконально изучили устройство "ФАУ-2". Королев и его соратники пришли к выводу, что брать такую ракету за основу не годится. Она была цельной, монолитной и не могла покрывать большие расстояния. Кроме того, у нее были большие отклонения от цели попадания. Американцы захватили в Германии основное оборудование и более 200 немецких специалистов во главе с главным конструктором ракет "ФАУ-1" и "ФАУ-2" Вернером фон Брауном. Они тоже разочаровались в ней, так как ее полезный груз был мал, а первые атомные бомбы весили до пяти тонн. По возвращении из Германии С.П. Королев докладывает членам правительства и лично Сталину о выводах комиссии по ракетам "ФАУ-1", а также "ФАУ-2", а также свои соображения по развитию советской ракеты. Правительство соглашается с ним и назначает его Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. С.П. Королев создает "коллективный мозг": Совет главных конструкторов - эффективный орган управления по развитию отечественного ракетостроения.
      Была поставлена задача: создать надежный ракетный щит страны. Для этого правительство выделило огромные средства, под которые создавали НИИ и ОКБ, строили экспериментальные заводы, полигоны, подбирали высококвалифицированные кадры. "Почтовыми ящиками" окрестили все секретные предприятия. В Саратове их было много. Город был закрыт для посещения иностранцами. Саратовские изделия были почти на всех создаваемых ракетах.
      Глубоко засекретили ученых, конструкторов, занимающихся ракетными делами. За публикациями в этой области зорко следила военная цензура и КГБ. Иностранные разведки изо всех сил пытались выведать то, что составляло тогда тайну тайн. К чести советских людей, тайны они берегли. Высокий патриотизм того времени не позволял идти на прямое предательство.
      В.В. Молодцов - конструктор ОКБ-1, которым руководил С.П. Королев, вспоминает:
      - В 1946 году перед нами поставили задачу: воссоздать точную копию немецкой ракеты "ФАУ-2". Всякие изменения запрещались. Запрещал лично Сталин: "Сначала воспроизведите ракету, а потом уже будете делать свою!". Он имел в виду создать производственную и испытательную базу для отечественного ракетостроения.
      Точную копию такой ракеты сделали и назвали ее Р-1. Затем конструкторы приступили к ее усовершенствованию и разработке принципиально новых боевых ракет. В 1954 году они создают межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7, дальность полета которой составляла 8000 километров и сточенным попаданием в цель.
      В приволжских степях (Астраханская область) строился первый ракетодром Капустин Яр. Там начинались первые опытные запуски баллистических ракет. 29 августа 1949 года была испытана в деле первая советская атомная бомба. Задание правительства было выполнено: создана ракета и атомная бомба, которые представляли реальную угрозу для любого противника, в том числе и для США.
      Теперь перед С.П. Королевым и его соратниками встала новая задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Они принимают решение, что в космос надо выводить не весь корабль, а только головную часть, которая будет самостоятельно летать в космосе.
      Уже в начале 1955 года стали готовить ракету Р-7 для запуска искусственного спутника Земли. Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром, который впоследствии, после полета Ю.А. Гагарина, получил название Байконур. Кому-то понравилось название населенного пункта в Казахстане, находящегося далеко от космодрома.
      Время шло быстро. Первые испытания космических ракет у нас и в США проходили неудачно. Торопились, та и другая сторона хотели быть первыми в этом деле. Наконец, 21 августа 1957 года советская космическая ракета успешно стартовала в космос, а 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени с космодрома Байконур был запущен в космос первый искусственный спутник земли (ИСЗ) весом 83,6 кг.
      Ошеломляюще подействовал запуск первого спутника на американцев, которые еще в 1948 году громогласно заявили о том, что создадут первыми спутник и приступят к созданию ракеты, которая полетит в космос с человеком на борту.
      Мы оказались впереди. Люди вечером и ночью выходили из домов, стараясь увидеть маленькую звездочку в небе. На первом искусственном спутнике Земли предлагали установить звуковой сигнал типа Гимна Советского Союза, но С.П. Королев отказался от этой идеи, и мир услышал обычные сигналы: "Бип-бип-бип..."
      О запуске первого искусственного спутника Земли я услышал утром 5 октября 1957 года в Полтаве, где проходил срочную службу. Мы - солдаты и сержанты - вышли на зарядку и услышали потрясающую новость: наши запустили спутник, и он летает вокруг Земли! Зарядка не получилась, мы заплясали какой-то дикий танец и закричали "Ура!"
      Вместе со всеми советскими людьми радовались и гордились первым спутником Земли и саратовцы. Теперь-то мы знаем, что на саратовских "номерных ящиках" делали детали для космического полета кораблей, для баллистических ракет. Многие выпускники нашего техникума работали там и, таким образом, участвовали в завоевании космического пространства, в том числе и в обеспечении первого космического полета человека.
      Первый ИСЗ положил начало космической эры. Через месяц, в том же 1957 году в космос полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить и работать. С.П. Королев заговорил о реальной возможности полета человека в космос. В это время Ю.А. Гагарин окончил Оренбургское военное летное училище, получил золотые погоны военного летчика-истребителя и назначение служить в военно-морской авиации на севере страны.
      Для обеспечения первого полета человека в космос при Академии наук СССР была создана Комиссия по исследованию и использованию космического пространства. Возглавил ее известный ученый А.А. Благонравов. Большая роль отводилась космической медицине. Она родилась в авиационной, а затем обособилась в космическую. Ее возглавил профессор В.И. Яздовский. Был создан и успешно работал Институт медико-биологических проблем, директором которого долгое время был академик В.В. Парин. Наш земляк Ю.С. Быков уже работал над радиосвязью с человеком в космосе. Другой наш земляк Н.А. Пилюгин готовился управлять полетом ракеты с человеком на борту.
      Я иногда думаю, какая еще земля может сравниться с саратовской по вкладу в завоевание космоса?!
      О полете первого ИСЗ Ю.А. Гагарин узнал на летном поле военного авиационного училища в Оренбурге.
      - Нам казалось тогда, что пройдет, по меньшей мере, еще лет десять-пятнадцать, прежде чем человек сможет подняться в космос и совершить полет по орбите вокруг Земли, - заявил он журналистам после своего космического полета. На деле на это понадобилось менее четырех лет.
      Днем и ночью, не жалея сил и здоровья, многотысячные коллективы работали над преодолением различных космических препятствий и шаг за шагом приближали день полета человека в космос.
      На космодроме Байконур шли завершающие работы по его использованию для запуска ракет.
      Вначале космодром Байконур создавался в основном для запуска боевых баллистических ракет, но к 1960 году, когда на околоземную орбиту слетали первые искусственные спутники Земли, С.П. Королев принимает решение - использовать его только для космических полетов, хотя на полигоне оставили ядерные боеголовки.
      С.П. Королев сравнивал степи Байконура с лунным пейзажем. Когда я летел на Байконур, то с высоты семи километров видел этот, действительно лунный, пейзаж. Из Саратова мы пролетали над зеленым земным пейзажем, а подлетая к казахстанским степям, увидели желтую "лунную" поверхность без всяких признаков растительности. На земле Казахстана мы бродили по песчаным холмам, собирая редкие весенние тюльпаны - желтые и красные среди колючек перекати-поле.
      Невольно думалось, почему именно здесь надо было строить космодром? Есть же получше места! Оказывается, лучшего места для старта космических ракет в нашей стране нет.
      Во-первых, географическая широта Байконура как нельзя лучше соответствовала космической орбите, трасса которой проходила над большой по длине территории Советского Союза. Это удобно для слежения космической ракеты наземными службами. Во-вторых, отработанные ступени ракеты или сама ракета в случае аварии падали в малонаселенные районы. В-третьих, наибольшее количество солнечных дней (до 300 в году) позволяло наблюдать выход ракеты на орбиту. Эти и другие причины как нельзя лучше отвечали "космическим" требованиям, кроме, пожалуй, одного - климатическим условиям. Зимой здесь лютые морозы, а летом - нестерпимая жара и пыльные бури.
      2 июня 1955 года считается днем рождения космодрома Байконур. Сейчас там, недалеко от стартовой площадки, стоит небольшой обелиск с начертанными на нем словами: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса. 1957 год".
      Когда читаешь или слушаешь ветеранов Байконура, просто удивляешься, как в невероятно тяжелых климатических условиях, при отсутствии местного строительного материала люди в короткие сроки создавали объекты, не имеющие аналогов в мире. И как жаль, что они не были как полагается вознаграждены за свой многолетний адский труд. Я знаю многих байконуровцев, и никто из них не сетовал на это. Они работали не ради наград и комфорта в жизни, они работали на Родину, ее величие. О себе не очень задумывались.
      В Саратове и области живут много ветеранов Байконура. Надо бы обратить на них серьезное внимание, создать совет ветеранов Байконура и привлечь их к патриотической работе с молодежью. Первая ласточка в этом направлении появилась весной 1997 года: саратовская правительственная делегация во главе с губернатором области Д.Ф. Аяцковым летала на Байконур. Мне посчастливилось быть в составе этой делегации. Я видел опустошенный Ленинск - город-спутник Байконура, видел братские могилы солдат и офицеров, погибших при испытаниях ракет, видел грандиозные сооружения на космодроме, видел стартовую площадку, с которой улетел в космос первый спутник Земли и первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин.
      Помню, как обрадовались байконурцы нашей делегации, как аплодировали губернатору за обещанную помощь, которую им предлагали: строительство жилых домов для ветеранов Байконура в Саратовской области, предоставление возможности летнего отдыха для детей, открытие в Ленинске саратовского магазина с нашими товарами. В знак признательности байконурцы отправили на транспортном корабле "Прогресс" саратовскую землю, взятую с места приземления Ю.А.Гагарина. Мы это видели собственными глазами. В нашем народном музее Ю.А. Гагарина теперь хранится земля с Байконура, взятая у стартовой площадки, с которой полетел в космос Ю.А. Гагарин, а в космическом музее Байконура - земля с места приземления первого космонавта мира и моя документальная книга "Наш Гагарин".

назад                           в начало                             вперед