И.А. Алексеевнин.
       5 мая 1976 года секретарь-машинистка с военного отделения Вера сказала мне, что приехал ее дядя по фамилии Алексеевнин.
       - Он учился с Гагариным в одной группе.
       - В гагаринской группе такого не было, - говорю Вере. Она пожала плечами. Засомневалась, но потом добавила:
       - Гагарин ходил сватать сестру моей мамы за Алексеевнина. Было очень смешно и интересно... Может быть, он зайдет, если его дела хорошо сложатся с командировкой.
       0б Иване Алексеевнине я впервые услышал от С.И. Родионова. Он говорил, что Апексеевнин приезжал на 20-летие техникума и встречался с Ю.А. Гагариным.
       - Помните, в музее экспонируется фотография Гагарина с дарственной надписью Н.И. Москвину?
       - Да, есть такая фотография.
       - Так вот, ее подписали Гагарин, Чугунов, Петушков и Алексеевнин.
       ...На другой день, 7 мая, я проводил линейку с учащимися третьего курса. Ко мне подошел А.И. Ракчеев и представил своего спутника:
       - Алексеевнин Иван Алексеевич, выпускник 1956 года.
       Познакомились. Выяснилось, что он поступил учиться в техникум на литейное отделение годом позже Юрия Гагарина. Значит, в одной группе они не были, но друг друга хорошо знали.
       - Мы жили с ним в одной комнате, - рассказывал Иван Алексеевич (этого факта я не знал. - В. Р.). - Однажды ребята из его группы говорят мне: если сегодня придешь поздно, то будешь спать на голой сетке. И точно. Прихожу часов в 12, лампочка вывернута, темно, сетка голая. Бужу Юрку, а он говорит, что он ничего не делал.
       Потом, часа через полтора, говорит, что на втором этаже в такой-то комнате под кроватью лежит мой матрац. А утром Гагарин говорит мне: "Вано (так он звал меня), хватит тебе гулять, мотаться по ночам. Надо жениться, а то пропадешь". И мы с ним пошли сватать мою будущую жену. Вот так, с легкой руки Гагарина, я женился.
       При встрече на 20-летии техникума Юрий Алексеевич спросил меня: "Жена все такая же крикливая?" Нет, не в том смысле, что она кричит, ругается, она, кстати, очень спокойная и приветливая. Юра запомнил ее звонкий голос, когда поет или смеется.
       Да, память у Гагарина была хорошей, он ею выделялся среди нас - учащихся. Много раз выручал меня в учебе. Его любили, уважали. Это без преувеличения.
       С Иваном Алексеевичем мы прошли в музей. На двух фотографиях он узнал себя, обрадовался. Потом отправились погулять по городу.
       - Хочется подышать саратовским воздухом. В Челябинске он другой. А тут все родное, знакомое, - взволнованно сказал Алексеевнин. Идем мимо "Липок".
       - Это было наше любимое место. Мы здесь все время отдыхали...
       - Иван Алексеевич чему-то улыбается. Потом -вдруг спрашивает меня: - У вас есть сейчас духовой оркестр?
       - Есть.
       - И как, гремит?
       - Гремит, но не очень.
       - Тогда был сильный духовой оркестр, часто играл в этом саду. А вы знаете, что Юра играл в духовом оркестре?
       - Знаю, - отвечаю. - У нас даже фотография есть, где он в составе духового оркестра играет на трубе.
       - А вы знаете, что инструменты духового оркестра подарил Вано Мурадели?
       - Нет, не знаю.
       - Да, они здорово выступили в Москве на фестивале, Мурадели был в комиссии. После выступления он сказал, что они так играли хорошо, как не играют профессионалы. И подарил им инструменты.
       От сада "Липки" мы направились к Бабушкину взвозу. Алексеевнин показывает на дом по улице Радищева:
       - А вот здесь было ДПУ - дошкольное педучилище. Здесь была знакомая Гагарина, звали ее Валей.
       - Что-то много знакомых было у Гагарина, - сказал я Апексеевнину. Он улыбнулся.
       - А у кого их не было много?! Ведь пора была такая. Выходим на Набережную.
       - Мы ее строили. И Юрка тоже вложил сюда свой труд. А вот здесь у ротонды мы фотографировались. Мы стоим в трусах. Помните, были такие длинные до колен. И Юра с нами. Мы здесь часто проводили спортивные мероприятия. Однажды Гагарин подошел ко мне и сказал, что надо принять участие в эстафете между отделениями. Я сказал ему: не могу, у меня нога болит. А он настоял: можешь, разомнись немного. И я побежал, и мы - литейщики выиграли эстафету! У меня есть фото, где мы стоим с кубком в руке. Я пришлю вам эту фотографию. Чего ей валяться дома, в музее она полезней будет. Мне и копия подойдет.
       Прощаясь, Иван Алексеевич сказал:
       - Мы - литейщики - самый дружный народ!
       - Почему? Чем это объяснить?
       - Наверное, спецификой нашей работы. Она очень трудная, в одиночку что-то серьезное сделать невозможно.
       - Работа литейщика требует коллективного труда?
       - Да, это точно, коллективного. Один формует, другой стержнюет, а третий льет металл из вагранки.
       ...А фото он так и не прислал. Видно, пожалел.

       Б.П. Крупнов.
       Однажды на имя директора техникума пришло письмо от некоего Фролова В.С. с просьбой помочь найти друга по детскому дому Крупнова Бориса Павловича, связь с которым он потерял 5 лет назад. В письме он сообщил свой московский адрес.
       Я знал Крупнова. Он - выпускник 1957 года, Жил в Балаково. Работал заместителем председателя горисполкома. Приезжал на 20-летие, 30-летие техникума, на встречу с родственниками Ю.А. Гагарина.
       В беседах со мной Борис Павлович высказал предостережение; нельзя сразу верить некоторым, кто учился с Гагариным, тому, что они "вспоминают".
       - Есть среди людей любители "примазаться" к славе, - говорил он - Вот я и учился с Юрием Гагариным, но рассказать о нем почти ничего не могу.
       Крупное советовал мне обратиться к выпускникам 1957 года Р.А. Якоби, В.В. Челобанову, Т.Д. Чугунову, которые хорошо знали Юрия Алексеевича. Борис Павлович рекомендовал мне собрать их воспоминания и написать книгу о Юрии Алексеевиче Гагарине.
       Дорогой Борис Павлович! Книгу я написал, Приволжское книжное издательство выпустило ее в свет под названием "Наш Гагарин". Сейчас готовится к печати другая книга - "Феномен Гагарина". Надеюсь, что она выйдет к 40-летию полета Юрия Алексеевича в космос.
       Просьбу В.С. Фролова я выполнил. Они нашли друг друга.

       В.Н. Пантелеев.
       Бывают люди, которые запоминаются надолго. К ним я отношу Пантелеева Василия Николаевича. Я его приметил на 20-летии Саратовского индустриального техникума. Он держался рядом с Юрием Алексеевичем. Гагарин с ним о чем-то разговаривал. Сохранилась даже фотография, сделанная в тот день.
       Через несколько лет я случайно встретился с Пантелеевым на речном вокзале. Я пришел купить билет в предварительной кассе. Пока ожидали открытия кассы, я обратил внимание на человека со спортивной фигурой. Где-то я его видел, откуда-то знал. Неужели Пантелеев? Набрался смелости, подхожу к нему и спрашиваю:
       - Вы - Пантелеев?
       - Да, но вас я не знаю.
       Я представился и сказал, почему я его знаю. В разговоре выяснилось, что в Саратов он приезжал по спортивным делам. Живет в Ростове, работает тренером по боксу. Сам является мастером спорта СССР.
       Василий Николаевич дал мне адреса нескольких выпускников техникума. Позже Пантелеев прислал к нам на учебу двух братьев Ижокиных - Петю и Колю. Отличные ребята, классные боксеры, неоднократные чемпионы Саратовской области и России.

       В.А. Кузнецов.
       Выпускник техникума 1955 года. После окончания техникума был направлен на учебу в ВУЗ в счет 5 процентов (было некогда такое - тоже история!). Окончил Новочеркасский политехнический институт и по направлению прибыл на Липецкий станкостроительный завод, которому посвятил всю свою трудовую жизнь. Работал инженером-конструктором, замначальника производства, секретарем парткома завода.
       Валентин Алексеевич с большой теплотой вспоминал преподавателей индустриального техникума. Он писал нам: "В нашей литературе много хороших и теплых слов сказано о Юре. Мы будем всегда беспредельно рады, что учились с этим замечательным человеком. И очень, очень жаль, что сейчас его нет среди нас".

       В.И. Исаев.
       Выпускник Саратовского индустриального техникума 1958 года, одновременно с Юрием Гагариным учился один учебный год - 1954-1955-й. После окончания техникума уехал работать учителем в Хватовскую среднюю школу Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Проработав в школе всего один сентябрь месяц, Виктор Иванович поспешил отчитаться перед коллективом индустриального техникума о начале своей работы. В письме он сообщает, что преподает труд, физику, основы производства (комбайн, трактор и автомобиль), электротехнику, заведует учебными мастерскими, руководит 7-м классом. "Работы очень много. Откровенно говоря, на данном этапе работы трудновато приходится.
       Когда приехал в школу, то мастерская имела плачевный вид. Сейчас наводим порядок, есть сдвиги. Везде нужны руки, твори и придумывай все сам... У меня сейчас такой душевный подъем, что трудно описать. Как приятно знать и чувствовать, что от тебя ждут хорошей работы, приятно чувствовать ответственность за оказанное доверие. Часто думаю о своем техникуме, о своем коллективе, просто обо всем этом тоскую. Поймите меня правильно - память об учебе в техникуме для меня останется как лучшие годы жизни. Ведь у нас такой замечательный коллектив, такие педагоги, что только глупец не сможет оценить всего этого. Только сейчас так хорошо осознаешь, как высоко в нашем техникуме поставлен учебно-воспитательный процесс.
       Находясь далеко от техникума, все равно чувствуешь ответственность за честь техникума. Как непростительно не оправдать доверия тех, кто отдал столько энергии для нашего воспитания. Я тоже благодарен всем вам за полученные знания и воспитание в техникуме. Наш техникум выпускает не только техников и мастеров, а своеобразных универсалов.
       Очень хотелось бы выразить благодарность военной кафедре за все полученные от нее знания.
       Нравится ли мне работать? Да, нравится. Ведь от тебя зависит, хорошо или плохо будут знать учащиеся материал. Сейчас делаю попытки разнообразить методы преподавания, многое, в том числе и манеры, перенимаю у своих бывших преподавателей.
       Два раза приходилось иметь экзамен на выдержку с хулиганскими выходками отдельных лиц - выдержал!
       О техникуме хотелось бы услышать побольше приятного".
       Это он писал 27 сентября 1958 года, за 2,5 года до полета Ю.А. Гагарина в космос.
       Виктор Иванович Исаев сейчас вспоминает о первопроходце космоса, пишет стихи. Так, в газете АО "Балаковорезинотехника" "Прогресс" 6 апреля 1995 года он опубликовал свое стихотворение "К Марсу":

                Гипотезы с Марсом - не новый вопрос.
                Никто и ничто не забыто.
                Сквозь шумы эфира нам слышится "SOS",
                На помощь зовет Аэлита.
                Мерцает вдали голубой ореол,
                Все дальше родная планета.
                А космос не куща, а адский котел:
                Ошибся - и, канули в Лету.
                Как капли дождя об обшивку стучат
                И Душу тревожат метеориты.
                В космическом мраке все звуки молчат,
                И кажется нам, что мы Богом забыты.
                Как птица гигантская к Марсу летит.
                Гудят монотонно приборы.
                "Земляне, земляне! - морзянка стучит. -
                Я вижу каналы и горы!.."
                Влечет этот мир и тебя, и меня.
                Нам все надо знать непременно.
                Летят астронавты с планеты Земля
                В бескрайние дали Вселенной.

назад                            в начало                             вперед