Начало

       Должность помощника директора по воспитательной работе ГПТУ-41 оставляла мало времени. И все-таки я уже не мог не писать историю СИТа. Ведь начало было положено: набрано немало архивных материалов, я перезнакомился со всеми, кто учил Гагарина, со многими его соучениками. И далекое прошлое этого учебного заведения, и совсем недавно минувшие месяцы и годы постепенно обретали для меня все более и более зримые черты. Близкая история, конечно, вращалась вокруг Гагарина, загадка его личности - во всем необыкновенной и одновременно, как сказали бы на уроке литературы, "типичной" - не давала покоя. Еще не осознавая это делом своей жизни, я собирал все, что, как мне казалось, имело к Гагарину хоть малейшее отношение: письма, воспоминания, устные рассказы, фотографии. Копились бумаги, папки... И однажды пришла простая мысль: техникум, ставший для многих интересным именно в связи с полетом первого человека планеты в космос, "интересным" стал намного раньше и именно поэтому вырастил такого человека, как Гагарин!
       А техникум - это люди. Преподаватели, учащиеся, выпускники. Как некогда из космической пыли возникли планеты, галактики, вся Вселенная, так из отдельных человеческих судеб, их переплетений складывается, сплачивается Планета Коллектива. Рождаются и живут традиции - это не общие слова, все доброе проходит через сотни и тысячи сердец...
       С осознанием этого мое собирательство пошло на новый виток - теперь уже мне дорог был каждый человек, имевший отношение к техникуму, не в его связи с великой гагаринской миссией, а сам по себе. Сейчас, когда я пишу эту книгу, я могу с уверенностью сказать: эта книга не о Гагарине, и не о техникуме как "приложении" к Гагарину - эта книга об индустриках, и она никогда не будет окончена, как, надеюсь, никогда не кончится история этого учебного заведения. ....А началась его история почти полтора столетия назад.
       В 1868 году Саратовское братство святого креста образовало особый благотворительный союз, который через год впервые в Саратове открыл учебно-заработный дом для нищих детей и сирот. "При учреждении этого заведения союзный совет имел в виду дать детям, лично занимающимся нищенством, а также сиротам и беспризорным - приют и содержание и обучить их предметам, положенным для начальных народных училищ, и ремеслам, которыя, по возрасте детей, дали бы им возможность зарабатывать средства к жизни, а не быть бременем для общества и не увеличивать и без того громадное число нищих".
       Популярность учебно-заработного дома быстро росла: желающих получить специальность и питание было значительно больше, чем мог вместить дом.
       В эти годы, после отмены крепостного права в 1861 году, экономика России бурно развивалась: строились железные дороги, фабрики, заводы. Естественно, появилась потребность в квалифицированных рабочих. Свободные крестьяне сплошь были неграмотны и не могли соответствовать запросам нового рынка труда.
       Еще до открытия учебно-заработного дома саратовский купец Тимофей Жегин публично обратился к городскому обществу с предложением о пожертвовании денег на создание в городе ремесленного училища, которое готовило бы специалистов для промышленных предприятий, и первым внес 500 рублей. Его поддержали некоторые саратовские и московские купцы, в том числе известный основатель картинной галереи Третьяков. Но денег явно не хватало, и первая попытка создать ремесленное училище в Саратове не увенчалась успехом.
       4 апреля 1866 года Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на императора Александра II: Это событие вызвало большой резонанс в стране. Общественность Саратова в благодарность Всевышнему за спасение жизни государя решила открыть в городе ремесленное училище и назвать его в честь царствующей особы - Александровским. С этой просьбой обратились к царю. Лишь спустя 4 года, 4 февраля 1870 года, он дал свое "высочайшее соизволение". Работа по созданию в Саратове ремесленного училища сразу оживилась. Был образован попечительский совет училища. Первым его председателем стал В.Д. Вакуров, казначеем - Т.Е. Жегин. Они вновь призвали именитых людей Саратова и Москвы пожертвовать часть капитала. Многие откликнулись. Саратовская купеческая жена С.Н. Парусинова внесла деньги на постройку храма при училище (его иконостас ныне хранится в Саратовском художественом музее имени А Н. Радищева).
       Городская управа выделила средства на покупку места и здания для училища. Тимофей Жегин сумел сравнительно дешево купить большой трехэтажный дом в центре города на улице Дворянской (ныне Сакко и Ванцетти). Это место ранее принадлежало помещику Г.В. Гладкову, впервые в Саратове построившему театр, в котором с 3 ноября 1803 года выступали крепостные артисты. Помещик разбил вокруг театра большой сад с аллеями и беседками, некоторые участки которого просуществовали до середины 50-х годов XX века. Есть фотографии, на которых запечатлены учащиеся индустриального техникума, в том числе и Юрий Гагарин, у клумбы с фонтаном во дворе техникума.
       Театр дважды горел, и помещик продал землю, сад и здание помощнику саратовского губернатора Г. Унковскому. Тот сломал здание, сложенное из саманного кирпича, и начал строить большой трехэтажный дом, предполагая продать его под университет, об открытии которого ходили упорные слухи.
       Купленное здание было еще недостроено. Попечительский совет пригласил губернского инженера К.В. Тивеня, под руководством которого работали опытные строители Саратова Я.П. Славин, Ф.С. Артамонов и А.И. Соколов. Они-то и приступили в 1870 году к переделке здания под ремесленное училище.
       Наступил 1871 год - год открытия училища. Принимали в основном детей-сирот. Заявления, или прошения (так их тогда называли), писали не дети и даже не родители. Привожу одно из них.

       "В Попечительский Совет Саратовскаго Городскаго Александровскаго Училища.
       Вдовы Саратовскаго мещанина Анастасии Семеновой Покровской.
       Прошение.
       Представляя при сем выписку из метрической книги за 1863 год № 116 о времени рождения и крещения сына моего Ивана Иванова Покровскаго выданную мне 9 июня сего 1871 года священно-церковным причтом Саратовскаго уезда села Сокур, и удостоверение Саратовскаго Мещанскаго старосты от 14 июня № 1698 покорнейше прошу Совет Александровскаго училища, по крайней бедности моей и неимению средств к пропитанию троих малолетних детей моих из них сына моего Ивана достигшего осьмилетнего возраста поместить в число городских воспитанников Александровскаго училища безплатно, на что и имею честь ожидать милостивой резолюции. Июня 15 дня 1871 года.
       Вдова Саратовскаго мещанина Анастасия Покровская, а за не умением ея грамоты по личной просьбе руку приложил Титулярный Советник Ефим Александров Чернослив".


       Детей принимали в пансионат на полное обеспечение училища: их одевали, обували, кормили, учили ремеслу. Пансионерам полагалось 3 пары белья, 4 пары портянок, 2 пары простыней, 2 наволочки, байковое одеяло и два парусиновых, 2 полотенца, рабочая одежда, ремень, обувь, черная фуражка и черное зимнее пальто. За темную форму учеников училища прозвали "грачами".
       За счет училища воспитанники стриглись, ходили в баню и питались в училищной столовой, которая располагалась в подвальном помещении главного учебного корпуса. Выпускник ремесленного училища В.И. Викке вспоминал:
"Однажды в воскресный день мы с матерью пошли в цирк. Когда проходили по Кострижной улице, мать спросила: "Ты хотел бы учиться в этой школе?" Из открытых окон подвального помещения доносился запах вкусных щей и каши, и я сказал: "Да, хочу".
       К началу 1871-1872 учебного года было принято 40 детей-пансионеров и 43 - приходящих.
       30 августа 1871 года состоялось официальное открытие Александровского ремесленного училища в присутствии высокопоставленных представителей Саратовской губернии во главе с губернатором М.Н. Галкиным-Враским. Епископ Иоанникий с четырьмя протоиереями совершил благодарственный молебен, а затем произнес длинную речь. Привожу ее в кратком изложении: "В самом деле, что такое дитя-сирота? Это птенец, выпавший из родного гнезда и обреченный терпеть холод и голод. Есть у сироты-малютки родное гнездо, это могила родителей. Но хладна могила, не согреет она живительною теплотою сердце дитяти, с каким бы усердием ни припадал он к ней; но безмолвна могила, не вольет она отрады и успокоения в растерзанное сердце сироты, какими бы горючими слезами ни поливал он ее; но безжизненна могила, не ответит она отрадным приветом на самые громкие вопли и стенания; и поневоле отойдет от нея несчастный с тем же томлением в душе, с каким и пришел. Представьте его самого себе: что выйдет из него? Оставленный всеми, будет расти он как заброшенное поле, и заглохнет в нем мало-помалу все доброе и светлое, не направляемое и не поддерживаемое родительскою любовью и заботливостью, и возрастут в нем одни терния и волчцы, и вырастет он бесполезным членом общества. И если бы только бесполезным! Нет, горький опыт свидетельствует, что подобные люди делаются нередко язвою общества, не принявшего своевременных мер для их воспитания. Не видя ни в ком участия сердечного к себе, они начинают питать злобную месть против общества... Благодарение Господу! Отныне незначительная часть таких несчастных малюток будут предохранены от сих гибельных последствий благопопечительною заботливостью учредителей и попечителей, воспитателей и учителей сего училища".
       Как сообщили саратовские газеты, у многих присутствующих выступили слезы.
       На следующий день, 31 августа, Саратов встречал императора Александра II, который предпринял длительное путешествие по Волге на Кавказ. Вместе с ним были цесаревич Александр Александрович и Великий князь Владимир Александрович. В 12 часов дня государь прибыл в Александровское ремесленное училище. Его проводили к ученикам, с которыми он любезно побеседовал. Затем гостям были показаны дортуары, больница. Через полчаса Александр II покинул училище. Вскоре на здании училища появилась мемориальная доска с памятной надписью о посещении императора и членов царской семьи.
       1 сентября 1871 года начались занятия в Александровском ремесленном училище. Учили портняжному, переплетному делу и даже готовили певцов для церковных хоров.
       Вначале обучение было двухгодичным. К окончанию училища выпускникам исполнялось 10 лет, и дети снова оказывались за бортом трудовой жизни как малолетние. В 1873 году двухгодичное обучение заменили на четырехгодичное, с добавлением в учебный курс естественных наук. Теперь возраст выпускников увеличился на два года. Но слабая материальная база, несовершенная система ремесленного обучения, отсутствие мастерских делали обучение ремеслу чисто теоретическим. В 1875-76 учебном году обучение ремеслам прекратилось, и все учащиеся были переведены на обучение только счетоводству и бухгалтерии. Такой оборот увеличил бесперспективность обучения в Александровском ремесленном училище, и к концу года количество учеников сократилось наполовину.
       Опасаясь за дальнейшую судьбу Александровского ремесленного училища, городская дума, после длительных дебатов, решила пригласить в Саратов "для обзора на месте" именитого училища широкоизвестного в России и за рубежом начальника мастерских Императорского Московского технического училища инженер-механика Д.К. Советкина.
       Он был одним из создателей "русской системы" производственного обучения. Ранее существовавший кустарно-ремесленный метод обучения всецело зависел от заказов рынка: учащиеся приобретали профессиональные навыки на изготовлении различных предметов промышленного и домашнего обихода. Преподаватели вынуждены были приспосабливать учебный план к этим заказам и лишались возможности применять основные дидактические принципы "от простого к сложному", "от известного к неизвестному". Трудовые приемы и операции учащимися не закреплялись, т.к., не успев освоить одну из операций, они вынуждены были браться за другой заказ.
       Инженеры Советкин и Платонов (тоже руководитель учебных мастерских Московского технического училища) впервые в истории профессионального образования (1868) предложили строго научную организацию производственного обучения, которая затем получила название "русской системы". Суть ее заключалась в том, что она давала возможность расчленить процесс изготовления предметов на основные трудовые приемы и операции, после закрепления которых учащиеся переходили к изготовлению самого предмета. Это возможно только тогда, когда учебное заведение переставало зависеть от рынка.
       "Русская система" привлекла серьезное внимание зарубежных ученых, занимающихся проблемами производственного обучения. Председатель Бостонского технологического института профессор Джон Ранил в 1876 году признал полный успех "русской системы" и назвал ее "светоч, который проник в Америку из России". Она стала широко применяться в технических учебных заведениях всего мира.
       В 1876 году инженер Советкин прибыл в Саратов. Подробно ознакомившись с системой производственного обучения в Александровском ремесленном училище и выяснив необходимость подготовки производственных кадров для города Саратова, Д.К. Советкин доложил свои соображения городскому голове А М. Недошивину, сформулировав следующие требования:
       "а) ремесленник как специалист своего дела должен основательно знать свое ремесло до всех тончайших подробностей;
        б) хороший ремесленник должен уметь изготовлять не только известный вид работ, уже бывших в его исполнении, но и всякую новую работу его специальности, лишь бы ему был представлен чертеж заказа;
       в) каждый ремесленник должен уметь до приступления к заказу сообразить приблизительную стоимость заказа, а по окончании - дать полный отчет о затраченных материалах и рабочей силе;
       г) хороший ремесленник не должен оставаться равнодушным зрителем совершающихся вокруг его усовершенствований, но должен постоянно стремиться быть в уровне того прогресса, который мы замечаем на иностранных ремесленных произведениях, ежедневно ввозимых нам в Россию".
       Инженер Советкин предложил преобразовать Александровское училище в такую школу, которая могла бы дать ученику вышеизложенные познания в ремесле и некоторую долю умственного развития. Он предложил план преобразования:
       "1) принимать детей в училище не моложе 13 лет;
        2) поступающие должны иметь познания окончивших курс в городских школах;
        3) предметы обучения из области мастерства должны быть: столярное с отделами токарным и модельным, слесарное с отделами токарным и кузнечным;
       4) из наук: Закон Божий, русский язык, арифметика, рисование в приложении к ремеслам, техническое черчение с геометриею и начертательною геометриею, применительно к требованиям познаний ремесленника, некоторые сведения из механики, технологии и сопротивления материалов;
        5) практические занятия учеников должны составлять главную часть обучения, а потому на них должно быть посвящено 7 часов в день, на умственные же занятия теоретическими предметами, а также на рисование и черчение можно уделить 4 часа".
       Срок обучения он предложил не менее 4-х лет.
       Городская дума согласилась с предложениями Д.К. Советкина и поручила попечительскому совету принять дополнительные меры к преобразованию училища на современном уровне.

назад                            в начало                             вперед