вернёмся в библиотеку?
Самарское обозрение (Самара) , №025 23.6.2003

Конец эпохи.

Дмитрий Козлов покидает "ЦСКБ-Прогресс"


Как стало известно "СО", многолетний руководитель ракетно-космического комплекса "ЦСКБ-Прогресс" Дмитрий Козлов написал заявление об уходе. Козлов отправляется на пенсию и уже сейчас отсутствует на рабочем месте, находясь на больничном. С его уходом завершится целая эпоха в жизни самарской промышленности высоких технологий. Ее покидает "последний из могикан", человек калибра создателя АО "СНТК" Дмитрия Кузнецова, широко известный во всем мире. Эта отставка символична. За ней последует структурная перестройка предприятия, на котором будут разделены полномочия генерального директора и генерального конструктора. Данный процесс может сопровождаться приходом на "ЦСКБ-Прогресс" новой команды менеджеров и ускоренным объединением комплекса в составе вертикально-интегрированного холдинга со смежниками.

1 июля станет вакантным место главы ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс". Как стало известно "СО", возглавлявший предприятие с момента его образования 83-летний Дмитрий Козлов уходит на пенсию по состоянию здоровья. Вместе с ним уходит целая эпоха в российском ракетостроении. По информации "СО", за отставкой Дмитрия Козлова последует структурная перестройка ракетно-космического предприятия с разделением полномочий генерального директора и генерального конструктора. Эти должности Дмитрий Козлов совмещал с 1996 года. Вполне вероятен приход на ЦСКБ новой команды менеджеров, а затем ускоренное вхождение комплекса в состав вертикально интегрированного холдинга, создаваемого "Росавиакосмосам"

Слухи об отставке Дмитрия Козлова с поста генерального директора и генерального конструктора ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" неоднократно будоражили Самару на протяжении всех 45 лет его руководства комплексом. Недоброжелателей у известного конструктора хватало всегда. В последние годы о возможной отставке Козлова говорили то в связи с реорганизацией ракетно-космической отрасли, то по политическим мотивам. Однако "уйти" Дмитрия Козлова с фактически созданного им по желанию Сергея Королева предприятия не смогли. В одном из своих интервью он заявил, что решение об уходе может быть принято только им самим или генеральным директором "Росавиакосмоса" Юрием Коптевым. Решающий шаг в конце концов сделал сам Дмитрий Козлов. В телефонной беседе с корреспондентом "СО" он подтвердил, что написал заявление об уходе на пенсию с 1 июля этого года. Главная и единственная причина — состояние здоровья. В этом году Дмитрию Козлову исполнится 84 года. Минувшей весной в Париже ему сделали сложную операцию на сердце. 17 дней Дмитрий Козлов находился под общим наркозом. Операция затронула легкие, в течение 7 дней они не могли работать самостоятельно. После этой операции врачи рекомендовали полгода реабилитационного курса. Выполнять служебные обязанности становилось все сложнее. Поэтому академик принял решение покинуть ракетно-космический центр.

По информации "СО", решение о том, кто займет место Дмитрия Козлова, практически уже принято. Оно, скорее всего, будет разделено между двумя его первыми заместителями — Геннадием Аншаковым и защитившим недавно докторскую диссертацию директором завода "Прогресс" Александром Кириллиным.

История освоения космоса началась для Дмитрия Козлова в 1946 году, когда окончившего спецкурс по ракетной технике 27-летнего парня отправили в Германию разбираться с ракетной программой Вернера фон Брауна ("оружие возмездия" Фау-2). В тюрингском городке Нордхаузене начинающий инженер не без участия своего бывшего товарища по институту наркома вооружений Дмитрия Устинова оказался в группе Сергея Королева. От немецких ракет практически ничего не осталось, все вывезли либо уничтожили американцы. Воссоздавать сложную машину без технической документации казалось делом невозможным. Тем не менее под руководством Королева удалось собрать и отправить в подмосковные Липки около десятка Фау-2. Советским аналогом Фау-2 стала ракета Р-1, родоначальница целой серии советских ракет, Всего через пять лет Козлов стал ведущим конструктором по Р-5, первой ракете с ядерной боеголовкой, а в 1953-м принял на себя заботу о знаменитой межконтинентальной ракете Р-7, которая позволила обеспечить приоритет СССР в разработке МБР и положить начало практической космонавтике. "Семерку" научили летать не сразу, но научили, и трудно описать эмоции советских людей, да и жителей многих других стран, после успешного выведения этой ракетой на орбиту первого искусственного спутника Земли.

В 1958 году Сергей Королев направил Дмитрия Козлова в Куйбышев — организовывать на самолетостроительном заводе №1, известном теперь как "Прогресс", конструкторское бюро и налаживать серийное производство ракет Р-7. По словам Королева, это была командировка. В течение пяти лет Козлов отказывался перевозить семью в Куйбышев, жил с командировочным удостоверением. Но возвращать Козлова в Липки Королев не спешил. В конце концов 58-й год стал новой точкой отсчета в биографии как самого Козлова, так и космической Самары.

В лучшие времена в Куйбышеве выпускали до 56 "семерок" в год. В ракете Юрия Гагарина первые две ступени также были куйбышевские. Здесь же родились новые решения в конструкции Р-7. На базе "семерки" были созданы ракетоносители "Восток", "Восход", "Молния", "Союз", 21 тип спутников военного и гражданского назначения. Здесь же родилось совершенно новое направление — космическая разведка. В 1962 году с Байконура стартовал первый советский спутник-разведчик, вся документация по которому вскоре была передана Козлову. С тех пор в Куйбышеве было создано несколько поколений разведывательных спутников, не считая "народно-хозяйственных", то есть абсолютно мирных "Фотонов", "Ресурсов" и "Бионов". Полностью под руководством Козлова в Куйбышеве был разработан и спутник "Янтарь", благодаря которому появилась возможность получить визуальную информацию высокого разрешения с использованием системы многоразовой доставки контейнера с пленкой. В итоге снимки из космоса космическое агентство США (НАСА) закупало у России. Детальные фотоснимки из космоса являлись тогда бесспорными документами для тех, кто принимал важнейшие военные и политические решения.

Между тем Дмитрий Козлов еще в 1968 году фактически начал "принудительную конверсию" своего оборонного предприятия, предлагая разработки своего бюро геологам и нефтяникам, руководителям сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства, медикам и биологам. Одним из курьезных следствий этого стало назначение Козлова в 1990 году генеральным конструктором по системам машин, агрегатов и линий для... кондитерской промышленности.

Не без участия "фирмы Козлова", как стали называть созданное Козловым предприятие, в 1972 году СССР удалось заключить с США первый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Об ограничении начали говорить еще во времена Хрущева, но все упиралось в нежелание руководства СССР допустить на свою территорию иностранцев для инспекторских проверок выполнения условий предполагаемых договоров (со стороны США подобной "ксенофобии" не наблюдалось). Из тупика появился выход, когда у США и Советского Союза появились спутники-разведчики. Руководитель строго засекреченного тогда еще куйбышевского филиала Особого конструкторского бюро №1 Дмитрий

Козлов продемонстрировал руководству СССР детальные фотоснимки стартовых позиций американских межконтинентальных баллистических ракет "Титан" и "Минитмен", аэродромов с эскадрильями стратегических бомбардировщиков, военно-морских баз с китообразными тушами подводных ракетоносцев. Эти снимки, сделанные куйбышевскими космическими фоторазведчиками, оказались решающим аргументом. Впоследствии знаток отечественной космонавтики журналист Ярослав Голованов назвал Козлова "всемирным миротворцем", который "решил грандиозную, нет, не техническую, а политическую задачу..."

До сих пор ни одна космическая фирма мира не обеспечила столько успешных полетов пилотируемых и автоматических аппаратов, как это сделала самарская "фирма Козлова", на счету которой более 1600 успешных запусков в космос ракетоносителей, вывод на орбиту и возвращение на Землю свыше 870 объектов.

Самарское предприятие одним из первых в России начало сотрудничество с зарубежными странами. В 1989 году ЦСКБ во главе с Козловым добилось права самостоятельной работы с зарубежными заказчиками. Был подписан договор с французской фирмой "Старсем", осуществлен запуск "Союза-У" с блоком выведения "Икар" и четырьмя спутниками связи "Глобалстар". Кстати, именно "Старсем" помог организовать для Козлова операцию в Париже.

Не исключено, что после отхода Дмитрия Козлова от дел создание вертикально интегрированной ракетно-космической структуры пойдет быстрее. До сих пор предприятия этой отрасли были вполне самостоятельны. Однако одна эпоха заканчивает свое существование, и ей на смену приходит другая, со своими правилами игры и своими менеджерами.

Что касается самого Дмитрия Козлова, то совсем ЦСКБ он не покинет. Хотя на минувшей неделе его заявление еще не было подписано Юрием Коптевым, уже решено, что Дмитрий Козлов останется почетным генеральным конструктором "ЦСКБ-Прогресс" — теперь уже навсегда.

Людмила НИКОЛАЕВА