вернёмся к началу?
версия от 13.04.2006
Е-1

Индекс "Е" лунные станции получили в порядке очередности за спутником (объект Д). Впрочем, возможно и другое объяснение: блок "Е" на "семёрке" как раз и был создан для лунных аппаратов.

Когда-то проект Е-1 был известен как "проект «Луна-А» (возможно, это название для открытой печати)

В некоторых источниках пишут, что сначала существовал проект Е-1, предусматривающий пролёт Луны и лишь затем появился проект Е-1А — попадания в Луну. Без сомнения, вариант пролёта существовал, но вряд ли он вышел за пределы бумаги. Учёным такой вариант полёта был бы предпочтительнее, но для конструкторов ракеты, баллистиков, политиков, (да вообще всего советского народа, всегда ценившего меткость, наглядность и широкий жест) желательно было отправить ракету на Луну. В Луну! Об Луну! Мы так давно об этом мечтали! Ученые пытались доказать, что само попадание в Луну, конечно, большое техническое достижение, но научных результатов оно принесёт мало. Кроме того, если на Луне есть жизнь, то наша станция принесёт туда земные микроорганизмы, после чего, если лунная жизнь и уцелеет, то будет уже не совсем лунной. Поэтому было объявлено, что контейнеры были стерелизованы. Ракетный блок, тоже попадавший на Луну, стерилизовать было невозможно, поэтому насчет него просто промолчали.

В 1958 году запускать станции с опорной орбиты ещё не умели. Не умели и корректировать траекторию. Поэтому применялся прямой старт, при котором точность такого полёта для того времени была фантастической. Время старта — с точностью до секунды, скорость — с точностью до нескольких метров, направление — до 0,1°. Стартовавшая таким образом трёхступенчатая ракета выводила на траекторию полёта к Луне третью ступень ракеты, выключая двигатели по достижению заданной скорости интегратором скорости. В январе 1959 интегратор не сработал и вместо полёта на Луну получился Первый искусственный спутник Солнца, что, согласитесь, тоже неплохо.

Вес летящей к Луне ракеты был равен ~1,5 т (у "Луны-1" — 1472 кг, у "Луны-2" — 1511 кг). Без сомнения, там оставались ещё остатки топлива, но узнать их вес невозможно. Сразу же по отключению двигателей от ракеты пружинами отбрасывался герметичный контейнер с аппаратурой весом примерно 190 кг. Отделялся он, чтобы исключить перегрев аппаратуры от раскалённой камеры ракеты. На ракетной ступени тоже была научная аппаратура и радиопередатчики, а также "натриевая комета". Вес аппаратуры на обоих летящих рядом объектах был равен примерно 400 кг (для "Луны-1" — 361 кг., для "Луны-2" — 390 кг.) Это часто и считают за вес собственно КА, что в корне неверно. "Луна-2", кстати, отличалась от "Луны-1" составом аппаратуры. После того, как магнитного поля Луны не было обнаружено, был установлен более чувствительный магнитометр, добавлены научные приборы.

Название "Луна-1" появилось значительно позже. ОБА летящие рядом объекта назывались просто "Космическая ракета". Потом появились "Вторая космическая ракета", "Третья космическая ракета" и даже "Четвёртая космическая ракета", которую, правда, сразу назвали "Венера-1". В 1963 году полёты к Луне возобновились (неудачи 1960 года в печати никак упомянуты не были), поэтому для порядка очередной аппарат был назван "Луна-4", а предыдущие ракеты стали называться "Луна-1, -2, -3", причём это название закрепилось именно за контейнерами, которые до этого никак не назывались. Название "Мечта" было придумано журналистами (да и означало оно всю первую ракету целиком после её улёта в межпланетные просторы), а контейнер раньше имел лишь обозначение (которое мне неизвестно). Этому способствовал и тот факт, что на фотографиях фигурировал исключительно контейнер, а как выглядит сама полуторатонная ракета, не сообщалось — военно-государственная тайна. Хотя макет ракеты с контейнером без особых подробностей уже в 1959 году показали на Советской выставке в Нью-Йорке (29.06-10.08.1959).

Оба объекта, летящие к Луне не имели никаких двигателей, не были ориентированы и имели запас энергии только в АКБ. Однако на ракетной ступени была ещё "натриевая ракета". В 1959 г определение траектории КА только с помощью радио вызывало сомнения. Поэтому для подстраховки (и для наглядности всему миру) в космос был испарен натрий, который образовал облако размером в сотню километров, хорошо видимое в самый простой телескоп. Облако в виде тусклой звёздочки 6-й величины просуществовало всего несколько секунд, но сфотографировать его успели. На основе его положения баллистики подтвердили предсказанный ими ранее промах для "Луны-1", причем создатели ракетной техники им не верили и до последнего момента надеялись на попадание. "Натриевая комета" была создана на расстоянии трети расстояния до Луны — при этом обеспечивалась наилучшая видимость с территории СССР. Натрия заряжалось ок. 5 кг, хотя достаточно было и 1 кг. Общий вес системы испарения - 30-35 кг.

Радиокомплексы с АКБ имелись как в отделяемом контейнере, так и на 3-й ступени РН. Запаса энергии там хватало лишь до Луны с небольшим запасом. "Луна-1" невольно поставила рекорды: сигналы от неё принимались 62 часа, до немыслимого тогда расстояния в 597 000 км. И до сих пор ни одна ракета не добиралась до Луны так быстро — 34 часа! А вот радиокомплекс ступени "Луны-2" сплоховал: сигналы возле Луны ослабели так сильно, что не удалось зафиксировать ни точку падения ступени, ни момент падения. Кстати, Луна была тогда в 379 тыс. км от нас.

Что еще? Ах, вымпелы! Чуть ли не главное, из-за чего всё и затевалось (во всяком случае так казалось руководителям страны). Поистине звёздный час Хрущева настал 15 сентября 1959 года. Всего через сутки после попадания в Луну! Вручение счастливыми победителями — Хрущевым и Громыко — копии лунных вымпелов в Белом Доме выглядело как передача предложения о капитуляции. Во всяком случае, президент Эйзенхау и будующий президент Никсон были невеселы. Эти вымпелы требовалось непременно доставить до Луны целыми и осчастливить ими потомков. Поэтому над ними ломали головы конструкторы и устанавливались они и в ракетной ступени и в отделяемом контейнере. И были они скроены из маленьких значков, якобы обязанных уцелеть хоть частично и разлететься по необозримым лунным просторам. Вообще-то я в этом сомневаюсь. При ударе со скоростью 3.3 км в секунду аппарат превращается в лучшем случае в разлетающиеся брызги металла. Хотелось бы, чтоб был я неправ... Во всяком случае из пушки вымпелом стреляли, но подробностей я не знаю. Но зато неудачница "Луна-1" уж точно сохранится до лучших дней. И орбита её известна.

Советская пропаганда, конечно, не призналась ни в многочисленных авариях при старте, ни в промахе "Луны-1". Хотя каждому было ясно: "Луны-1" и "Луны-2" практически одинаковы. И вымпелы "удароустойчивые" точно такие же. И всё же попали со второго раза, после четырех осечек! Причем промах составил 630 км. Это примерно как стреляя с расстояния 100 м промахнуться на 5 см, причем стрелок стреляет с вращающейся карусели, а мишень летит со скоростью, немногим меньшей, чем пуля, по довольно замысловатой траектории, да и пуля, надо сказать, летит довольно криво и с быстро убывающей скоростью.

Вопросы:
давление в контейнере — 1,3 атм. Зачем так много? (А Королёв писал даже о 1,5 ат)
почему АКБ двух типов: серебряно-цинковые и окисно-ртутные?